Лаборатория инклюзивного образования (ЛИО)

Общие сведения о лаборатории

Лаборатория инклюзивного образования является структурным подразделением  службы психолого-педагогического сопровождения.

В качестве основной цели лаборатории является – оформление и развертывание теоретико-методологической   и практико-ориентированной проблематики, проектных работ в области инклюзивного образования.

Деятельность ЛИО строится на принципах инклюзивного образования и общих принципах:
- единство образовательного пространства, в котором взаимодействуют все типы и виды образовательных учреждений города по работе с детьми с особыми образовательными потребностями;
- интеграция деятельности педагогических работников начального, общего, среднего профессионального, дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования по работе с детьми с особыми образовательными потребностями;
- интеграция деятельности общественных организаций, поддерживающих практику инклюзивного образования в регионе.
- преемственность и комплексность в создании эффективной системы инклюзивного образования города Новосибирска и Новосибирской области.

Основные направления деятельности лаборатории

1. Аналитическая деятельность

- создание банка данных педагогической информации, аналитических материалов из опыта деятельности образовательных организаций в области инклюзивного образования ;

- научно-методическое сопровождение реализуемых образовательных программ.

2. Информационная деятельность

- обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития инклюзивного образования, о достижениях педагогической науки и практики в области инклюзивного образования;

- разработка и тиражирование информационно-методической и справочной продукции по проблемам инклюзии на различных носителях;

3. Организационно-методическая деятельность

- подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, педагогических чтений, конкурсов педагогического мастерства;

- разработка методических рекомендаций по проблемам инклюзивного образования,

- определение новых форм, направлений деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в условиях инклюзии.

4. Научно-методическая деятельность

- научно-методическое сопровождение инклюзивных процессов в массовой образовательной практике, деятельности педагогов-экспериментаторов, образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность;

- методическое сопровождение разработки программ развития, образовательных программ образовательных учреждений, рабочих, авторских программ, проектов, внедрения современных образовательных технологий, методик, методических систем инклюзивного образования;

- выявление, изучение, обобщение и трансляция педагогического опыта инклюзивного образования детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов для развития  системы образования города Новосибирска и Новосибирской области.

5. Деятельность по повышению профессиональной компетентности

- планирование и организация повышения профессионального мастерства педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в процессе развития инклюзивного образования;

- взаимодействие с учебными заведениями системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, учреждениями, занимающимися обучением педагогических кадров с целью организации совместной деятельности по развитию инклюзивного образования в городе.

Региональный опыт

В настоящее время инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования, и создания необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей. Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент, можно говорить не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях образовательной вертикали. Это направление оказывает мощное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками. Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения всех участников образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Международный опыт

Базовые ценности, на которые опирается инклюзивное образование:

  • Каждый ребёнок – личность.
  • Учиться могут все – необучаемых детей нет.
  • Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности
  • Запрет на дискриминацию в любой форме.
  • Право каждого человека на участие в жизни общества:

- инклюзивное образование обеспечивает возможность общения и вовлечения людей с инвалидностью в социум на равных условиях;

- инклюзивное образование способствует тому, чтобы потенциальные участники общества стали этим обществом, вне зависимости от ограниченных физических возможностей или особенностей развития.

  • Терпимость друг к другу:

- готовность жить вместе, в мире друг с другом;

- принятие людей со всеми их недостатками.

  • Воспитание в духе толерантности, понимаемой как «гармония в многообразии»

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; · все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни. Инклюзивный подход в образовании реализуется через:
  • признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;
  • повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;
  • изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом с ней;
  • анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;
  • проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;
  • понимание того, что различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
  • признание роли общеобразовательных школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;
  • признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов включения в общество.

Указанные концептуальные положения инклюзивного образовательного процесса формируют принципы инклюзивной школы:

  • недискриминация;
  • уважение независимости и личной самостоятельности человека;
  • доступность;
  • полное включение и вовлечение в общество;
  • совместная (командная) работа учителя, специального педагога, администратора школы, психолога, родителей и самого ученика. и правила:
  • принятие каждого ученика как личности – с его потребностями, с его возможностями и с его особенностями;
  • недопущение каких-либо форм проявления дискриминации;
  • равенство всех учеников в школьном сообществе независимо от происхождения, языка, пола, религии, состояния здоровья;
  • все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня;
  • у всех учеников имеются равные возможности для установления и развития важных социальных контактов;
  • обучение всех учащихся тщательно планируется и проводится наиболее эффективным способом;
  • педагоги и все сотрудники школы, вовлечённые в процесс обучения, обучены стратегиям и педагогическим технологиям осуществления инклюзивного образовательного процесса;
  • программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении, учитывают потребности каждого ученика;
  • семьи активно участвуют в жизни школы;
  • все сотрудники школы разделяют ценности инклюзии, позитивно настроены и понимают свои обязанности.

Доктор Гэри Банч (Gary Bunch), профессор Йоркского университета города Торонто (Канада)