Лаборатория инклюзивного образования (ЛИО)

Общие сведения о лаборатории

Лаборатория инклюзивного образования является структурным подразделением   службы психолого-педагогического сопровождения МКУ ДПО «ГЦОиЗ Магистр».

В качестве основной цели лаборатории является – оформление и развертывание теоретико-методологической   и практико-ориентированной проблематики, проектных работ в области образовательной и социокультурной инклюзии.

Основные направления деятельности лаборатории

  1. Аналитическая деятельность

- создание банка данных педагогической информации, аналитических материалов из опыта деятельности образовательных организаций в области инклюзивного образования;

- научно-методическое сопровождение реализуемых образовательных программ.

  1. Информационная деятельность

- обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития инклюзивного образования, о достижениях педагогической науки и практики в области инклюзивного образования;

- разработка и тиражирование информационно-методической и справочной продукции по проблемам инклюзии на различных носителях;

  1. Организационно-методическая деятельность

- подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, педагогических чтений, конкурсов педагогического мастерства;

- разработка методических рекомендаций по проблемам инклюзивного образования,

- определение новых форм, направлений деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в условиях инклюзии.

  1. Научно-методическая деятельность

- научно-методическое сопровождение инклюзивных процессов в массовой образовательной практике, деятельности педагогов-экспериментаторов, образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность;

- методическое сопровождение разработки программ развития, образовательных программ образовательных учреждений, рабочих, авторских программ, проектов, внедрения современных образовательных технологий, методик, методических систем инклюзивного образования;

- выявление, изучение, обобщение и трансляция педагогического опыта инклюзивного образования детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов для развития системы образования города Новосибирска и Новосибирской области.

  1.  Профилактика девиантного поведения обучающихся

Говоря о поведении, отклоняющемся от нормы, не стоит забывать, что оно бывает и со знаком плюс. При этом проявления такого поведения носят негативный характер для окружающих. Поэтому часто эти дети оцениваются не корректно и упускаются из вида. Если своевременно выявить таких детей и направить в нужное русло, то мы сможем не только помочь такому ребенку, но внести вклад в развитие нашего города и страны в целом. К такому виду поведения относят тех детей, которые попадают под категорию «одаренные».
Именно поэтому лаборатория инклюзивного образования совместно с лабораторией кризисной психологии принимает участие в проекте «Психогенетика девиантного поведения подростков в условиях образовательных организаций». Цель проекта - выявление детей с девиантным поведением. Только 5% одаренных детей, от общей популяции (20-30%), относятся к категории «благополучных», остальные же попадают в зону риска. Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают также социально-психологические и личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, асоциальное и агрессивное. Благодаря комплексному исследованию в рамках проекта, в ходе психологической диагностики мы можем увидеть косвенные признаки одарённости в виде асоциального и агрессивного поведения.
Ведущим же является генетическое тестирование. В результате которого можно выявить склонность ребенка к тому или иному виду деятельности и вовремя направить его в нужное русло.

6.  Деятельность по повышению профессиональной компетентности

- планирование и организация повышения профессионального мастерства педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в процессе развития инклюзивного образования;

- взаимодействие с учебными заведениями системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, учреждениями, занимающимися обучением педагогических кадров с целью организации совместной деятельности по развитию инклюзивного образования в городе.

Муниципальный опыт

В настоящее время инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования города Новосибирска. Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент, можно говорить не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях образовательной вертикали. Это направление оказывает мощное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками. Современная трактовка инклюзивного образования предполагает включение в образовательную среду образовательной организации и других категорий обучающихся, пополняя список учащимися из неблагополучных семей, из семей мигрантов, одаренными учащимися и прочими категориями. Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения всех участников образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. Для создания эффективных условий развития детей, обеспечения их социальной и личностной продуктивности создается образовательная вертикаль, предполагающая пять основных уровней: служба ранней помощи детям, в том числе необходимые учреждения развития и сопровождения; образовательные организации дошкольного образования; образовательные организации начального, основного и среднего общего образования; образовательные организации среднего профессионального образования; образовательные организации высшего образования.

Таким образом, инклюзивное образование в муниципальной системе образования города Новосибирска строится в   системе межведомственного, разноуровневого взаимодействия, направленного на создание и развитие: инклюзивных культур, инклюзивных структур, инклюзивных практик.

 

Телефон лаборатории: 222-08-43

E-mail:spps@magistr54.ru