Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM. Открыли встречу специалисты Городского центра образования и здоровья «Магистр»: Фур Екатерина Петровна, заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, Яковенко Татьяна Дмитриевна, руководитель сектора научно-методического сопровождения, Субботина Елена Ивановна, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
Тема преемственности на разных уровнях инклюзивного образования является чрезвычайно актуальной, поэтому опыт учреждений, представивших его в рамках семинара, имеет огромный практический интерес.
Об организации совместной работы в процессе сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования по развитию инклюзии в своих выступлениях рассказали педагоги ДДТ им. В. Дубинина и МКОУ СОШ № 67: педагог-психолог Татьяна Геннадьевна Малюшина и социальный педагог Анна Викторовна Жеребненко.
Дополнительное образование даёт ребёнку с ОВЗ возможность выбора индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребёнка, обеспечивает ему «ситуацию успеха». Знания и умения, полученные в системе дополнительного образования, могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и способствовать профессиональному самоопределению. В современном обществе учреждения дополнительного образования становятся всё более открытой социально-педагогической системой, стремящейся к диалогу, общению, широкому социальному и педагогическому взаимодействию с семьей. Дополнительное образование дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно с нейротипичными детьми разными видами деятельности: художественно - эстетической, естественнонаучной, технической и др.
Дом творчества начал реализовывать дополнительные образовательные программы для детей с ОВЗ и инвалидностью с 2010 года. С 2013 года школа № 67 была реконструирована и стала инклюзивным образовательным пространством с доступной средой. Между учреждениями практически сразу начался поиск форм взаимодействия. В 2016 году они оба участвовали в первом Форуме «Новосибирск – город безграничных возможностей». В рамках работы организованной площадки на Форуме в течение недели проходили консультации специалистов для родителей, мастер-классы и пробные занятия по различным направленностям дополнительного образования для детей с ОВЗ. На сегодняшний день сотрудничество ДДТ им. В.Дубинина и МБОУ СОШ № 67 успешно развивается. На базе МБОУ СОШ № 67 работают творческие объединения. С 2018 года ежегодно между Домом творчества и школой № 67 заключаются договоры о сотрудничестве, которое способствует созданию инклюзивного вариативного пространства.
Сохранение целостности образовательной среды, предполагающей возможность непрерывного инклюзивного образования, является необходимым условием, обеспечивающим доступное и качественное образование детей с ОВЗ. Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования является неотъемлемым условием получения нового образовательного результата в рамках реализации ФГОС.
Свой практический опыт по развитию преемственных связей на уровне дошкольного и начального общего образования представили Елена Валерьевна Кох, педагог-психолог МАДОУ д/с № 85 и Татьяна Викторовна Радюк, педагог-психолог МАОУ СОШ № 211.
Коллектив педагогов МАОУ СОШ № 211 и МАДОУ д/с № 85 создал и апробировал модель образовательной среды, предполагающей возможность непрерывного инклюзивного образования детей с ОВЗ. Между ступенями существует преемственность, которую обеспечивает созданный Координационный совет. Ежегодно члены совета разрабатывают план взаимодействия, включающий организационные, консультативные мероприятия, мероприятия по повышению компетентности и обобщению опыта педагогов, досуговые формы для детей подготовительных групп и учеников начальной школы, собрания, консультации, мастер-классы для родителей. Организованное целенаправленное ППС объединяет ресурсы администрации учреждений, специалистов служб сопровождения, а также опытных воспитателей и учителей. Вместе они стремятся формировать комфортную и благоприятную образовательную среду. Поэтапный процесс ППС детей с ОВЗ на основе принципа преемственности в рамках сетевого взаимодействия позволяет выявлять детей с трудностями обучения, реализовывать широкий спектр адаптированный и дополнительных программ, социализировать детей с ОВЗ. Многие дети старшего дошкольного возраста посещают кружки и секции еще до момента поступления в школу. Социализация детей с ОВЗ в условиях реализации принципа преемственности обеспечивается совместными досугами : «Добро пожаловать в школу!», «Как хорошо уметь читать», «Уроки дружбы» и другие.
В системе ППС детского сада и школы один раз в полгода проводится промежуточный мониторинг. Специалисты сопровождения уточняют и корректируют образовательные маршруты детей с ОВЗ. Итоговые мониторинги, как правило, позволяют увидеть результаты освоения адаптированных образовательных программ.
Реализация системы ППС предполагает постоянное повышение профессиональной компетентности педагогов обеих организаций в вопросах взаимодействия с детьми с ОВЗ и их родителями. Педагоги детского сада и школы являются активными участниками совместных педагогических советов, практических семинаров и т.д., стремятся обеспечить преемственность и в методическом сопровождении образовательного процесса. Многие коррекционно-развивающие методики, программы, технологии, используемые в детском саду, могут быть интересны и полезны учителям начальных классов в вопросах формирования коммуникативных навыков, развития эмоциональной и социальной сферы. С целью обмена практическим опытом раз в год в учреждениях проводятся научно-практические конференции.
В МАОУ СОШ № 211 создан клуб для родителей детей с ОВЗ, который посещают и родители детского сада. Организация таких встреч позволяет познакомить родителей с педагогами, способствует снижению тревожности у детей. В обоих учреждениях проводится консультирование родителей. Один раз в месяц в детском саду работает консультативный пункт. На вопросы родителей в вечернее время отвечают специалисты детского сада и школы. Такая выстроенная работа в рамках сетевого взаимодействия в вопросах развития преемственности позволяет увидеть положительные результаты: наличие нормативно-правовой документации, регулирующей взаимодействие между учреждениями; преемственность в методах и формах работы с детьми с ОВЗ и их семьями; формирование базы методических материалов; возможности для повышения квалификации педагогов; благоприятный психологический климат в инклюзивных группах и классах; успешное освоение детьми адаптированных основных образовательных программ.
Далее был представлен опыт сетевого взаимодействия МКДОУ д/с № 44 «Мозаика» и МАОУ СОШ № 213 «Открытие». В рамках реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» и городского проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» был создан проект «Преемственность в работе ДОУ и СОШ на уровне НОО» и заключен договор о сотрудничестве между МАОУ СОШ № 213 «Открытие» и МКДОУ д/с № 44 «Мозаика».
Педагоги обоих учреждений принимают участие в совместном проекте «Преемственность в работе ДОО и НОО», целью которого является создание системы преемственности между дошкольной ступенью и начальной общей ступенями образования. О проекте слушателям семинара рассказали педагоги: Карпова Екатерина Семеновна, учитель-логопед МКДОУ д/с № 44 «Мозаика», Барсукова Ирина Сергеевна, воспитатель, МКДОУ д/с № 44 «Мозаика», Вальшевская Ольга Владимировна, заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 213 «Открытие». Учреждения не просто территориально граничат друг с другом, но и имеют общие направления в работе: пропедевтика инженерного мышления, участие в городском проекте.
Проблема адаптации большинства первоклассников является острой. Детский сад и начальная школа – два смежных звена в системе образования. От того, как осуществляется преемственность между этими звеньями, зависит адаптация детей при переходе из детского сада в школу, поэтому педагогам нужно уметь ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса. Проект реализуется по трем направлениям работы: организация методического объединения педагогов подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения и начального общего образования; организация совместных мероприятий по повышению эффективности взаимодействия между детским садом, начальным звеном школы и родителями; планирование комплекса мероприятий, направленных на повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ и НОО в вопросах инклюзивного образования.
МКДОУ д/с № 44 и МАОУ СОШ № 213 оснащены необходимым техническим оборудованием. В здании и на территории школы организована безбарьерная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в которую входят два лифта, специализированные санитарные зоны, пандусы, подъемники, специализированные парты. В данных организациях работают специалисты (педагоги-психологи, социальный педагог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи). Созданы все специальные условия – организационные, кадровые, материально-технические. Все дети с ОВЗ обучаются по индивидуальным учебным планам и индивидуальным образовательным маршрутам, педагогами разработаны адаптированные образовательные и рабочие программы, узкими специалистами (педагогами-психологами, учителем логопедом и учителями дефектологами) проводятся индивидуальные и групповые занятия, консультирование педагогов и родителей.
По окончанию встречи специалисты и педагоги ДОО, ОО и УДО могли задать свои вопросы выступающим в чат. Встреча прошла в доброжелательной и конструктивной обстановке.
На семинаре присутствовало 82 педагога.