УДК 37.015.3:316.624(072)

ББК 74.0я7+88.6я7

        К63

Муниципальный проект «Комплексная модель профилактики кризисных ситуаций в муниципальной системе образования г. Новосибирска»

Комплексная модель профилактики кризисных ситуаций

В соответствии с приказом заместителя мэра города Новосибирска №0005-од от 24.03.2020 г. «О создании и организации работы проектной группы по разработке и внедрению комплексной модели профилактики кризисных ситуаций в муниципальной системе образования города Новосибирска» межведомственной командой ведущих специалистов в области образования, здравоохранения Новосибирской области, представителей департамента образования мэрии города Новосибирска разработана «Комплексная модель профилактики кризисных ситуаций в муниципальной системе образования города Новосибирска», необходимость которой обусловлена увеличением количества кризисных ситуаций в муниципальной системе образования г. Новосибирска. Модель была рассмотрена и утверждена на заседании научно-методического совета департамента образования мэрии города Новосибирска 23.06.2020 года. Целью Комплексной модели является снижение количества кризисных ситуаций в образовательной среде через создание и реализацию многоуровневой системы профилактики в муниципальной системе образования города Новосибирска.

Комплексная модель профилактики кризисных ситуаций

«Комплексная модель профилактики кризисных ситуаций в муниципальной системе образования города Новосибирска» включает в себя:

  • муниципальную программу «Развитие жизнеспособности обучающихся в общеобразовательных организациях г. Новосибирска»;
  • программу «Психогенетика девиантного поведения подростков в условиях образовательных организаций»;
  • комплекс мер по психолого-медико-педагогической помощи субъектам образовательных отношений в посткризисный период в условиях общеобразовательных организаций;
  • проект обеспечения доступности антикризисной помощи детям, подросткам и их семьям через открытие отдела кризисной психологии МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» в каждом районе города.

При разработке модели был проведен сопоставительный анализ результатов социально-психологического тестирования (СПТ) за несколько лет, осмыслен опыт профилактической работы в муниципальной системе образования, сложившийся за последние 25 лет под научным руководством Цезаря Петровича Короленко, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондента СО РАН высшей школы, члена секции транскультуральной психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации ВОЗ, действительного члена Нью-Йоркской академии наук, почётного профессора Новосибирского государственного медицинского университета и его последователей и учеников. Кроме того, была проанализирована современная социопедагогическая ситуация. С учетом имеющихся в муниципальной системе достижений (в частности, в области профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними, просвещения родителей, повышения профессиональной компетентности педагогов), а также с учетом   новых вызовов времени и была разработана данная модель, представляющая собой комплекс мер по первичной, вторичной и третичной профилактике кризисных ситуаций и девиантного поведения, обучающихся в системе образования г. Новосибирска.

По всем направлениям Комплексной модели разработаны, утверждены и реализуются Дорожные карты, которые отражают основные задачи и этапы внедрения модели. В реализацию модели включены все участники образовательных отношений: обучающиеся, их родители, педагоги и руководители базовых школ, участвующих в апробации модели.

Комплекс мер по первичной профилактике кризисных ситуаций и девиантного поведения обучающихся, представленный в проекте, призван обеспечить системное, комплексное, скоординированное психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образовательного процесса как за счёт усиления уже существующих технологий психолого-педагогического сопровождения, так и внедрения новых мер, направленных на формирование у обучающихся стабильных личностных черт, связанных с жизнеспособностью, снижающих возможность негативных реакций на стрессогенные события и увеличивающих вероятность использования эффективных копинговых механизмов и адаптации.

На достижение данной цели направлена муниципальная программа «Развитие жизнеспособности обучающихся в общеобразовательных организациях г. Новосибирска», разработанная на основе идей выдающегося ученого – академика В.П.Казначеева, под руководством декана факультета психологии НГПУ, кандидата психологических наук, Ольги Олеговны Андронниковой.

Для апробации программы определено по одной базовой образовательной организации в каждом районе города. Данные школы предложены в качестве базовых площадок, поскольку имеют значительное количество обучающихся с повышенной вероятностью вовлечения в дезадаптивные формы поведения и характеризуются риском проявления деструктивной культуры в среде обучающихся по результатам социально-психологического тестирования, проведённого в ноябре 2019 года. Программа рассчитана на работу со всеми субъектами образовательных отношений.

Программа «Психогенетика девиантного поведения подростков в условиях образовательных организаций» разработана специалистами МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», Института цитологии и генетики СО РАН и ООО «ВедаГенетика». Программа позволяет, наряду с использованием классических психологических тестов, принятых в детской и подростковой психологии, проводить генетическое, бескровное (забор букального эпителия) тестирование по определению вариаций генов, отнесенных к группе, ответственной за поведенческие механизмы. Данные психологического обследования (тестирование и анкетирование) и генетическое определение вариаций генов позволят разработать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения ребенка и обеспечить его позитивную социализацию путем выявления и усиления сильных сторон личности и способностей к тем или иным видам деятельности, повышающим уровень нормального психологического здоровья ребенка.

Апробация программы по психогенетике осуществляется на базе 6 образовательных организаций, тесно сотрудничающих с ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава РФ в рамках профильного обучения.

Третья составляющая Комплексной модели - «Комплекс мер по психолого-медико-педагогической помощи субъектам образовательных отношений в посткризисный период в условиях общеобразовательных организаций» - направлена на предупреждение распространения суицидов в образовательной среде через организацию межведомственного взаимодействия. Для обеспечения данного взаимодействия департаментом образования мэрии г. Новосибирска совместно с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер», под руководством главного врача психоневрологического диспансера - кандидата медицинских наук, главного внештатного детского специалиста-психиатра министерства здравоохранения Новосибирской области, главного внештатного детского специалиста-психиатра министерства здравоохранения России по Сибирскому федеральному округу Макашевой Валентины Анатольевны, был разработан алгоритм взаимодействия муниципальных ОО с психоневрологическим диспансером. В течение 2020/2021 уч. года идёт апробация алгоритма, его внедрение в ОО как системы по определению уровня суицидального риска через регулярное проведение факторного анализа на уровне ОО, определение целей и методов сопровождения детей, как в системе образования, так и в системе здравоохранения, а также создание реальной преемственности образования и здравоохранения через ПМПК. Для апробации комплекса мер определены базовые ОО (по 1 школе в районе (округе), столкнувшиеся с кризисными ситуациями в 2019/2020 учебном году. Участие в проекте способствует постепенному формированию команды единомышленников на уровне ОО, удалось достигнуть понимания педагогами проблемы профилактики кризисных состояний и суицидального поведения несовершеннолетних и сути психолого-педагогического сопровождения детей группы повышенного внимания на уровне ОО.

Четвертая важная составляющая Комплексной модели - обеспечение доступности антикризисной помощи детям, подросткам и их семьям через открытие отдела кризисной психологии МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» в каждом районе города. В отделе кризисной психологии осуществляется адресная помощь обучающимся, их родителям и педагогическим работникам города.

Мы отчетливо осознаем, что это только начало сложного пути, который предстоит пройти муниципальной системе образования для достижения цели и решения тех задач, которые мы поставили перед собой, а именно: снижение количества кризисных ситуаций в муниципальной системе образования, создание безопасной психологической среды в каждой школе. Пока проект реализуется в пилотном режиме, но уже со следующего учебного года начнется его постепенное масштабирование. И образовательные учреждения, являющиеся в настоящее время базовыми площадками проекта, перейдут в статус ресурсных образовательных организаций по профилактике кризисных ситуаций.