2 июня специалистами ТПМПК МБУ ДПО ГЦОиЗ «Магистр» был подготовлен и проведен научно-практический семинар «Психолого – педагогическая реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов» для воспитателей ДОО города Новосибирска (в рамках сотрудничества с МАУ ДПО «Новосибирский Институт Современного Образования»).
И.С. Субботина, руководитель ТПМПК, раскрыла для слушателей тему «ПМПК как ключевое звено комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в ДОО». Ирина Станиславовна рассказала о роли психолого-медико-педагогической комиссии и психолого -педагогического консилиума в определении индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, о специфике работы специалистов ПМПК с разными категориями обучающихся с ОВЗ. Также Ирина Станиславовна отметила, что включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду дошкольного образовательного учреждения комбинированного или компенсирующего вида возможно при соблюдении определенных условий: организации безбарьерной среды, повышении квалификации педагогов ДОУ, организации психолого-педагогического сопровождения.
Педагог-психолог ТПМПК Н.С. Боровкова в своем выступлении «ФГОС дошкольного образования - детям с ОВЗ. Конкретизация целевых ориентиров с учетом особенностей развития, ИПРА ребенка-инвалида. Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ» конкретизировала содержание понятия «Индивидуальной программы реабилитации и абилитации», представила направления деятельности специалистов ДОО в процессе ее реализации. Также Надежда Сергеевна ознакомила слушателей с нормативно-правовой базой, регулирующей процесс обучения детей-дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов, обратила внимание на изменения и коррективы, внесенные в нормативные документы.
Учитель-дефектолог, социальный педагог ПМПК Т.С. Субботина предложила к активному обсуждению тему «Формы взаимодействия ДОО и семьи. Особенности взаимодействия с семьями детей-инвалидов и детей с ОВЗ». Татьяна Сергеевна представила классификацию видов и стилей семейного воспитания по типу реакции родителей на появление в семье ребенка-инвалида/ребенка с ОВЗ, ознакомила с современными формами взаимодействия семьи и ДОО, отметила необходимость учета имеющихся у ребенка проблем в развитии.
О методах педагогического изучения детей рассказала в своем выступлении «Введение в психолого-педагогическую диагностику. Методы педагогического изучения детей с нарушениями развития» педагог-психолог ТПМПК М.А. Жагарина. Марина Александровна обозначила направления педагогической диагностики, пояснив, что первично собранная в процессе наблюдения, беседы, опроса родителей и педагогов информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Выявленные признаки нарушенного развития дают основание для предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее изучение ребенка и коррекционную работу.
О.Б. Кузнецова, учитель-дефектолог ПМПК, представила практический материал по теме «Дифференциальная диагностика. Психолого-педагогическая диагностика детей-дошкольников с отклонениями в развитии. Особенности психолого- педагогической диагностики детей с ОВЗ разной нозологии». Ольга Борисовна подробно остановилась на системе оценки особенностей развития детей при нарушениях речи, зрения, слуха, ОДА, эмоционально-аффективных и интеллектуальных нарушениях, показала важность дифференциальной диагностики для определения и обоснования педагогического прогноза.
Слушатели семинара выразили благодарность спикерам за содержательные, необходимые в работе, актуальные материалы, выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.