В целях повышения профессиональной компетентности и содействия профессиональной адаптации начинающих педагогов-психологов 20 апреля 2023 года специалистами МБУ ДПО «Городской центр образования и здоровья «Магистр» в рамках деятельности городского методического объединения педагогов-психологов был организован практико-ориентированный семинар «Профилактика и коррекция девиантного поведения обучающихся в условиях общеобразовательной организации» в рамках проекта «Школа молодого педагога-психолога». Семинар состоялся на базе МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр».
Работа с обучающимися группы повышенного внимания в образовательных организациях является одной из самых актуальных составляющих профессиональной деятельности педагогов-психологов. Данная группа детей чрезвычайно разнообразна по социально-психологическим характеристикам, поэтому для эффективного сопровождения обучающихся группы повышенного внимания от специалистов сопровождения требуется владение различными технологиями, методами и формами работы.
Открыла семинар Мария Александровна Гладких, заведующий отделом кризисной психологии. В своем выступлении по теме «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы повышенного внимания» в общеобразовательных организациях» Мария Александровна раскрыла понятия «дети группы риска» и «дети группы повышенного внимания», выделила факторы социального риска, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей и подростков: медико-биологические, социально-экономические, социально-культурные, демографический фактор и психологические факторы.
Большинство детей попадает в группу риска в подростковом возрасте. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо знать их психологические особенности.
По данным социологических и психологических исследований, подростки группы повышенного внимания имеют следующие особенности:
1) нарушения в сфере поведения: расторможенность и гиперактивность; повышенная тревожность и пассивность; агрессивность, насильственные, разрушительные действия (драки, грабежи, порча имущества); нарушение социальной приспособляемости (поведение, выходящее за рамки принятых норм); стойкое непослушание, негативизм, реакции протеста, уходы из школы, угрозы ухода; уходы из дома и бродяжничество; суицидальное поведение (фантазии, мысли, высказывания, угрозы, тенденции и действия, связанные с лишением себя жизни); употребление алкоголя, курение; корыстные действия (мелкие кражи, спекуляция, вымогательство); систематическое пребывание в асоциальных группах; уклонение от учебы и трудовой деятельности;
2) нарушения в эмоционально-волевой сфере: эмоциональная слабость - плаксивость; эмоциональная лабильность; стойкое пониженное настроение (субдепрессия); страхи и переживания; постоянно повышенное, «дурашливое» эмоциональное состояние;
3) неврологические нарушения здоровья: энурез; невротические реакции; нарушение сна; невроз навязчивых движений; заикание и пр.;
4) проблемы развития познавательной сферы: умственная отсталость; низкий уровень развития когнитивной деятельности (мышления, внимания, памяти и т.д.); отсутствие познавательной мотивации;
5) нарушения в сфере общения: застенчивость; замкнутость; грубость в общении, нецензурная брань; запинки в речи и заикание; отказ от речевого общения.
Далее в своем выступлении Мария Александровна актуализировала понятие психолого-педагогического сопровождения и подробно остановилась на процессе сопровождения детей группы повышенного внимания по суицидальному риску. Также Мария Александровна особо подчеркнула важность первичной профилактики в образовательной организации как мощного фактора противодействия антивитальным явлениям в образовательном пространстве и подробно раскрыла алгоритм деятельности педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся группы повышенного внимания в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики антивитального поведения.
Во второй части семинара перед участниками выступила заместитель директора МБОУ СОШ № 92, руководитель ММО педагогов-психологов, педагог-психолог высшей квалификационной категории Анна Александровна Турова по теме «Организация системы работы социально-психолого-педагогической службы образовательной организации по профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся».
Анна Александровна раскрыла понятие «девиантное поведение», охарактеризовала его виды и факторы, обуславливающие такое поведение. Далее были рассмотрены четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности: методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера, методы перестройки мотивационной сферы и самосознания, методы перестройки жизненного опыта, а также метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения.
В своей школе Анна Александровна с коллегами реализует профилактическую работу в формате событийности, поскольку событийно насыщенная среда способствует расширению и воплощению организаторских, творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, улучшает психологическое состояние обучающихся в урочной и внеурочной видах деятельности.
Специалисты СППС используют разные форматы групповой работы: сюжетный квест; игра по станциям; занятие с элементами социально – психологического тренинга; фасилитация: парадигма позитивных перемен, остров сокровищ и т.д.; челлендж; игротека.
Анна Александровна привела несколько примеров событий в разных форматах и остановилась на алгоритмах проведения некоторых из них. Участники смогли непосредственно познакомиться с некоторыми разработками, которые можно применить в собственной практике.
Также участники имели возможность познакомиться с вариантами составления индивидуальных планов сопровождения обучающихся группы повышенного внимания.
В течение всего семинара молодые педагоги-психологи могли задавать интересующие их вопросы спикерам. Завершился семинар неформальным обсуждением ряда проблемных вопросов, касающихся деятельности педагогов-психологов в ОО.