30 ноября специалистами ТПМПК МБУ ДПО ГЦОиЗ «Магистр» был подготовлен и проведен научно-практический семинар «Психолого – педагогическая реабилитация детей с ОВЗ и детей-инвалидов» для воспитателей групп компенсирующей направленности ДОО города Новосибирска.
Тему «Взаимодействие ПМПК и ППк ОО по вопросам психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в ДОО.» раскрыла для слушателей И.С. Субботина, руководитель ТПМПК. Ирина Станиславовна познакомила слушателей с основными понятиями ФЗ «Об образовании», рассказала о роли ПМПК и ППк ОО, а также необходимости их взаимодействия в современных условиях развития образования. Подробно Ирина Станиславовна остановилась на этапах деятельности ППк в процессе подготовки ребенка к обследованию в комиссии и при создании специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК. Особо руководитель ТПМПК подчеркнула, что психолого-медико-педагогическая комиссия решает «стратегические задачи» в отношении образования и социальной адаптации ребёнка с ОВЗ, а консилиум решает тактические задачи, обеспечивает саму реализацию рекомендаций ПМПК.
В своем выступлении «ФГОС дошкольного образования - детям с ОВЗ Конкретизация целевых ориентиров с учетом особенностей развития, ИПРА ребенка-инвалида. Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ» педагог-психолог ТПМПК Н.С. Боровкова конкретизировала содержание понятия «Индивидуальной программы реабилитации и абилитации», представила направления деятельности специалистов ДОО в процессе ее реализации. Также Надежда Сергеевна ознакомила слушателей с существующими обновлениями в нормативно-правовой базе, в документах, регулирующих процесс обучения и воспитания детей-дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов.
Учитель-дефектолог, социальный педагог ТПМПК Т.С. Субботина предложила к активному обсуждению тему «Формы взаимодействия ДОО и семьи. Особенности взаимодействия с семьями детей-инвалидов и детей с ОВЗ». Татьяна Сергеевна обозначила основные направления и формы деятельности воспитателя по взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, ребенка – инвалида, отметила необходимость учета имеющихся у ребенка проблем в развитии при составлении плана работы с родителями, а также указала на взаимосвязь повышения эффективности коррекционной работы с ребенком и участия родителей в коррекционном процессе.
Педагог-психолог ТПМПК М.А. Жагарина в своем выступлении «Введение в психолого-педагогическую диагностику. Методы педагогического изучения детей с нарушениями развития» рассказала об основных методах педагогического изучения детей. Марина Александровна обозначила направления педагогической диагностики, пояснив, что первично собранная в процессе наблюдения, беседы, опроса родителей и педагогов информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее изучение ребенка и коррекционную работу позволяют своевременно выявленные признаки нарушенного развития.
Учитель-дефектолог ПМПК О.Б. Кузнецова представила практический материал по теме «Дифференциальная диагностика. Психолого-педагогическая диагностика детей-дошкольников с отклонениями в развитии. Особенности психолого - педагогической диагностики детей с ОВЗ разной нозологии». Подробно остановившись на системе оценки особенностей развития детей при нарушениях речи, зрения, слуха, ОДА, эмоционально-аффективных и интеллектуальных нарушениях, Ольга Борисовна показала важность дифференциальной диагностики для определения и обоснования педагогического прогноза.
Слушатели семинара отметили высокий уровень подготовленности выступающих, выразили надежду на дальнейшее сотрудничество, высказали благодарность спикерам за необходимые в работе, содержательные и актуальные материалы.