18 февраля 2021 года в рамках городского проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» состоялся семинар «Педагог ребенка с ОВЗ в инклюзивном пространстве школы».
Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM. Открыли встречу специалисты Городского центра образования и здоровья «Магистр»: Екатерина Петровна Фур, заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», Елена Ивановна Субботина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», Елена Васильевна Малахова, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр».
Екатерина Андреевна Воробьева, учитель-дефектолог МБОУ СОШ «Перспектива», в своем выступлении рассказала о системе подготовки, профессиональном росте и расширении педагогических компетенций как о важном условии профессиональной деятельности педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ, на примере своей образовательной организации. По словам Екатерины Андреевны, современный педагог обучающихся с ОВЗ, как правило, самостоятельно вырабатывает у себя мотивацию к получению специального образования. Педагог должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию.
Екатерина Андреевна особо подчеркнула, что в образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования ко всем педагогам, работающим в школе. Таковыми являются: направленность на ребёнка (положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними; стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья; интеллектуальная гибкость (навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ); поведенческая гибкость (навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту; знание методик работы с детьми с ОВЗ); профессиональная компетентность (знания и навыки, необходимые для работы с учащимися с ОВЗ; знания специальных технологий сопровождения ребенка с ОВЗ; навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ).
Педагогический состав МБОУ СОШ «Перспектива», как рассказала в завершении своего выступления Екатерина Андреевна, на 90% «обучен», имеет необходимую квалификацию в работе с детьми с ОВЗ. Остальной процент учителей находится в процессе получения специального образования.
О психологических особенностях синдрома «профессионального (эмоционального) выгорания» педагогов ОО участникам встречи рассказала педагог-психолог,
руководитель структурногоподразделения «Службы социально-психолого-педагогического сопровождения» МБОУ СОШ № 67, Анна Алексеевна Мозолева. По словам Анны Алексеевны, симптомов «профессионального выгорания» может быть несколько: постоянно переживаемый стресс, хроническая усталость, частые соматические заболевания, безразличное или враждебное отношение к работе, восприятие работы как постоянно усложняющегося процесса и др.
В МБОУ СОШ № 67 большое внимание уделяется профилактике «выгорания». Анна Алексеевна рассказала о проведенном службой сопровождения исследовании по выявлению педагогов с наличием его симптомов. В исследовании приняли участие 50 педагогов школы. Исследование проводилось с помощью «Методики диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, для статистической обработки данных использовались результаты корреляционного анализа. Данные показали, что с помощью этого исследования есть возможность увидеть и раскрыть сущность поведенческих реакций педагогов при возникновении синдрома. Было выявлено, что «большинство опрошенных педагогов школы склонны к такой защитной реакции как «экономия эмоций», что отражается на отношениях с окружением (коллегами, учениками) и может привести к неадекватным эмоциональным реакциям, а также провоцирует редукцию профессиональных обязанностей».
Педагоги-психологи МБОУ СОШ № 67 Елена Владимировна Григорьева и Анна Александровна Дергачева рассказали о групповой и индивидуальной профилактике преодоления профессионального стресса и синдрома «профессионального выгорания. Одной из наиболее эффективных групповых технологий, применяемой в образовательной организации, является тренинг С.Д. Максименко, Л.Н. Карамушки, Т.В Зайчиковой. Полученные результаты дали возможность оценить особенности проявления всех компонентов синдрома «профессионального выгорания» у педагогов МБОУ СОШ № 67 и предупредить его негативные последствия.
Продолжила семинар Тамара Александровна Максютова, учитель-дефектолог МКОУ С(К)ШИ № 37, заведующий региональным ресурсным центром развития образования. Она рассказала о сложившейся системе работы с педагогами как об аспекте психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в коррекционной школе. В школе создана модель ППС для обучающихся с нарушениями слуха. В нее входят следующие направления: диагностическое, медицинское, коррекционно-развивающее, консультативное, просветительское и профилактическое, организационно-методическое. Все участники образовательного процесса комплексно обеспечивают работу всех направлений в рамках ППк. Все педагоги школы имеют специальное дефектологическое образование. Они постоянно совершенствуют и повышают свои компетенции в работе с детьми с нарушениями слуха. Педагоги повышают свои компетенции на курсах повышения квалификации, участвуют в конференциях, семинарах, мастер-классах и т.д.
Достаточная материально-техническая база МКОУ С(К)ШИ № 37, высокий образовательный и квалификационный уровень педагогов, благоприятный психологический микроклимат позволяют педагогическому коллективу успешно решать задачи социализации обучающихся с нарушениями слуха.
По окончании встречи присутствующие на мероприятии специалисты и педагоги могли задать вопросы выступающим в чат.
Модератор встречи Екатерина Петровна Фур выразила благодарность всем спикерам семинара за представленный опыт подготовки педагогов в работе с детьми с ОВЗ.
Количество участников семинара – (41 подключение).