17–18 мая 2023 года в целях повышения качества инклюзивного образования и формирования положительного образа человека с ОВЗ в городе Новосибирске состоялся Городской Форум инклюзивных практик «Все включены». Форум прошел в рамках реализации муниципального проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» (проект разработан специалистами отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» в сотрудничестве со специалистами департамента образования при поддержке Совета депутатов города Новосибирска) и был приурочен к 130-летию города.
Участие в работе форума приняли Рамиль Миргазянович Ахметгареев, начальник департамента образования мэрии города Новосибирска, Валерия Ивановна Сутягина, начальник управления общего и дополнительного образования мэрии города Новосибирска, Юлия Алексеевна Лигостаева, начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования департамента образования мэрии города Новосибирска, Анна Юрьевна Горбунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии ГАУ ДПО НСО ИПКиПРО, Рубен Оганесович Агавелян, доктор психологических наук, профессор, директор Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ», Ряписова Алевтина Геннадьевна, канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики ИЕСЭН ФГБОУ ВО «НГПУ», а также руководители и педагоги образовательных организаций, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, социальные педагоги, педагоги инклюзивных школ, представители учреждений культуры и спорта, родители обучающихся.
В работе Форума приняли участие около 1500 педагогов, специалистов образовательных организаций города, представителей родительской общественности, учреждений культуры, спорта – социальных партнеров Проекта.
Программа форума включала в себя работу площадок в образовательных организациях «Лучшие инклюзивные практики», партиципаторную сессию #БЫТЬВМЕСТЕВАЖНО и показ инклюзивного спектакля «Юшка».
В рамках работы площадок «Лучшие инклюзивные практики» состоялось 22 практико-ориентированного семинара и мастер-класса в дошкольных, общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования. Представители образовательных организаций, имеющие системный и успешный опыт организации моделей инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ разных нозологических групп, поделились им в ходе работы площадок.
Учреждения дополнительного образования также представляли свои практики инклюзивного образования. Учитывая потенциальные возможности и особенности социализации детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования, трудно переоценить актуальность и значимость такого опыта. Мероприятия были организованы в форматах мастер-классов и семинаров-практикумов.
На партиципаторной сессии #БЫТЬВМЕСТЕВАЖНО посвященной теме «Социализация людей с ограниченными возможностями здоровья» модераторами площадки выступили Елена Ивановна Субботина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», и Екатерина Петровна Фур, заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр».
В качестве спикеров мероприятия выступили:
Елена Ивановна Субботина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр»: «Социокультурная инклюзивная практика «Организация посещения спектаклей театра «Глобус» детьми и подростками с расстройствами аутистического спектра»;
Святослав Юрьевич Панков, руководитель «Инклюзион.Школа.Новосибирск», режиссер, актёр, педагог по актёрскому мастерству: «Инклюзивный театр как мощный ресурс социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»;
Кристина Александровна Амелина, спортивный директор Новосибирского регионального отделения Специальной Олимпиады России: «Юнифайд-спорт как инклюзивная модель социализации людей с интеллектуальными нарушениями»;
Ирина Владимировна Петрова, координатор межведомственного информационно-просветительского проекта «Художники – детям», начальник отдела просветительских проектов МБУК «Центр культуры ЦК 19»: «Инклюзия в интерактивных творческих проектах городского центра изобразительных искусств»;
Валентина Сергеевна Зеленина, руководитель проектов Новосибирской межрегиональной общественной организации инвалидов «Ассоциация «ИНТЕГРАЦИЯ» ОООИ-РСИ: «Проекты «Ассоциации «ИНТЕГРАЦИЯ» по сопровождению людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»;
Екатерина Викторовна Заломова, исполнительный директор АНО «Атмосфера», организатор инклюзивного центра для детей с РАС «Откройте двери», и Светлана Анатольевна Артёмова, исполнительный директор ассоциации помощи людям с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями психологического развития «Спектр»: Проекты родительских НКО: Инклюзивный центр для детей с РАС «Откройте двери», проект «Я сам».
Спикерами партиципаторной сессии были представлены блиц-презентации проектов социокультурных практик организаций – партнёров проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска». Сессия проходила в очень теплой и неформальной атмосфере.
С огромным интересом и вниманием участники сессии знакомились с инновационным опытом социокультурных практик, представленный специалистами межведомственных структур.
Подытожили работу сессии, выразив своё мнение, поблагодарив и поддержав всех специалистов, представивших свой опыт, уважаемые эксперты Анна Юрьевна Горбунова, канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии ГАУ ДПО НСО ИПКиПРО, Рубен Оганесович Агавелян, д. псих. наук, профессор, директор Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ», Алевтина Геннадьевна Ряписова, канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики ИЕСЭН ФГБОУ ВО «НГПУ», Тамара Викторовна Воронецкая, директор МБОУ СОШ «Перспектива», Елена Юрьевна Колодина, директор МБУДО ДШИ «Весна».
Необходимость и эффективность межотраслевого взаимодействия в процессе социокультурной инклюзии актуализирована в образовательном пространстве Новосибирска. В рамках такого взаимодействия развивается и будет развиваться это направление в дальнейшем. В социальную инклюзию нужно включать как можно больше организации культуры, досуга и спорта. Музеи, театры, библиотеки должны стать социально-образовательными площадками для организации совместных с образовательными учреждениями программ.
Заключительным мероприятием первого дня стал показ спектакля «Юшка» (по рассказу Андрея Платонова) театральной студии «Инклюзион», который состоялся на сцене Новосибирского областного театра кукол.
Театральная студия «Инклюзион» открылась в Новосибирске в 2017 году как проект, направленный на социализацию и реабилитацию, а также привлечение внимания общества к теме интеграции людей с особенностями в общественную жизнь. Куратором школы с момента основания выступает Анна Зиновьева – актриса и режиссер, педагог по актерскому мастерству.
Спектакль произвёл огромное впечатление на участников сессии, которым посчастливилось стать в этот вечер зрителями. Ребята с ОВЗ – студийцы «Инклюзиона» – показали себя как талантливые, потрясающе глубокие и необыкновенно обаятельные актеры.
В завершении спектакля актерам «Инклюзиона» вручили Благодарственные письма департамента образования мэрии города Новосибирска, цветы и подарки.