Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном инклюзивном образовании

Дата проведения: 14.02.2023 - 12.05.2023

Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном инклюзивном образовании

  • Название программы: «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном инклюзивном образовании»
  • Целевая аудитория: Педагогические работники образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
  • Цель реализации: Подготовить педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования к осуществлению тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном инклюзивном образовании.
  • Наличие модулей: Не предусмотрено
  • Особенности программы: Данная программа имеет выраженную практическую направленность, способствует формированию у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для осуществления тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном инклюзивном образовании.
  • Формы и методы организации образовательного процесса: При реализации программы используются дистанционные технологии и эффективная технология интерактивного образования взрослых, предполагающая применение активных форм и интерактивных методов обучения: активных и проектных семинаров, дискуссионных и игровых методов, практикумов, анализа конкретных ситуаций (кейсов). Программа предусматривает практические занятия, стажировку на базе отдела ранней помощи МБУ «ГЦОиЗ «Магистр» по освоению слушателями методов прикладного анализа поведения.
  • Формы промежуточной и итоговой аттестации:написание эссе; написание терминологических диктантов; устные и письменные ответы на вопросы; описание и анализ опыта тьюторского сопровождения, анализ адаптированной образовательной программы; подготовка сообщений, презентаций документов и учебных материалов; устный анализ программы тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ; участие в круглых столах, практических занятиях; разработка памяток, рекомендаций для родителей и педагогов; разработка сценариев мероприятий; практическое освоение методов прикладного анализа поведения.
  • Форма итоговой аттестации: зачетное занятие в форме собеседования по теме курсов; разработка и защита программы тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ; выполнение задания по прикладному анализу поведения.

Количество часов: 150 ч.

Требования к уровню освоения содержания программы

В результате освоения программы слушатели должны знать:

  • приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законодательные акты в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, нормативные правовые основы тьюторского сопровождения;
  • сущность, принципы, ценностно-смысловые основы и условия развития инклюзивного образования;
  • содержание основных понятий курса: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «особые образовательные потребности», «специальные условия», «психолого-педагогическое сопровождение», «психолого-педагогический консилиум», «открытое образование», «индивидуализация образования», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальный учебный план»,  «адаптированная образовательная программа», «инклюзивное образование», «социокультурная инклюзия», «социализация», «тьютор», «тьюторское сопровождение», «тьюторская консультация», «тьюториал», «образовательное событие», «образовательная среда», «адаптация образовательной среды», «избыточная образовательная среда», «образовательное пространство», «образовательные ресурсы», «ресурсная карта», «картирование», прикладной анализ поведения;
  • основы возрастной, специальной психологии, коррекционной педагогики;
  • принципы формирования поведения, принципы организации инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра в рамках поведенческого подхода;
  • основы разработки адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;
  • методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких воспитанников;
  • технологии тьюторского сопровождения, педагогической поддержки детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
  • эффективные методы и приемы установления контактов, профилактики и конструктивного разрешения конфликтов с детьми разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе.

 

В результате освоения программы слушатели должны уметь:

  • выявлять в ходе педагогической диагностики особые образовательные потребности, индивидуальные особенности, интересы детей с ограниченными возможностями здоровья и оформлять их индивидуальные образовательные запросы с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких детей;
  • отслеживать динамику в развитии ребенка с ОВЗ, своевременно выявлять затруднения, возникающие у него при освоении адаптированной образовательной программы, реализации индивидуального образовательного маршрута, установлении контактов с педагогами и сверстниками, и помогать их преодолевать;
  • проектировать и создавать условия для успешного освоения ребенком с ОВЗ адаптированной образовательной программы, реализации индивидуального образовательного маршрута в условиях дошкольного инклюзивного образования;
  • проектировать и создавать условия для успешной социализации ребенка с ОВЗ, максимального раскрытия потенциала его личности в условиях дошкольного инклюзивного образования с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
  • применять методы коррекции поведения и формирования навыков, анализировать поведение с позиции его обусловленности;
  • оказывать педагогическую поддержку ребенку и консультационную помощь родителям (законным представителям) по вопросам создания условий для освоения ребенком с ОВЗ адаптированной образовательной программы;
  • осуществлять подбор методических средств для педагогической поддержки детей в освоении ими адаптированных образовательных программ;
  • разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
  • выстраивать доверительные отношения с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и его окружением;
  • разрабатывать программы тьюторского сопровождения;
  • представлять ребенка на заседаниях психолого-педагогического консилиума;
  • грамотно оформлять отчетную документацию.

В результате освоения программы слушатели должны овладеть:

  • навыками командной работы, необходимыми для участия в деятельности психолого-педагогического консилиума, для установления продуктивных контактов с коллегами, родителями и социальными партнерами;
  • базовыми навыками построения работы с поведением ребенка с помощью методов прикладного анализа поведения;
  • способами осуществления профессиональной и личностной рефлексии;
  • техниками снятия эмоционального напряжения и профилактики эмоционального выгорания.

Учебно-тематический план образовательной программы «Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании»

Расписание курсов повышения  квалификации «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном инклюзивном образовании»

Документы, предоставляемые слушателями:

 - Договор (2 экземпляра)
 - Справка-направление на обучение
 - Согласие на обработку персональных данных
- Копия диплома об образовании
- Копия СНИЛС