24.10.19 г. на базе МКДОУ д/с № 406 прошел мастер-класс для специалистов и воспитателей ДОО «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в инклюзивном образовательном пространстве ДОУ». Мастер-класс прошел при методической поддержке отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ Магистр». С приветственным словом к участникам и гостям обратилась руководитель отдела Татьяна Дмитриевна Яковенко. Затем участников поприветствовали дети инклюзивной группы «Радуга». Танцевальный номер с детьми подготовили воспитатели Юлия Викторовна Кувшинова, Ольга Леонидовна Хабарова и музыкальный руководитель Ирина Евгеньевна Кардаш.
«Систему инклюзивного подхода в образовательном процессе МКДОУ д/с № 406 комбинированного вида «Алёнка» представила руководитель детского сада Светлана Александровна Литвиченко.
Светлана Александровна в своем выступлении раскрыла этапы работы педагогического коллектива по развитию инклюзивной культуры и практики, показала, какие трудности пришлось преодолевать на начальном этапе. Совершенно очевидно, что проблемы, с которыми сталкиваются руководители и коллективы разных детских садов на пути к инклюзивному образованию, во многом схожи: психологическая и методическая неготовность части воспитателей к работе с детьми с нарушениями развития, дефицит квалифицированных специалистов сопровождения, дефицит методических материалов для работы с детьми в условиях инклюзии, сопротивление разворачиванию инклюзивной практики со стороны определенной части родителей нейротипичных детей.
Детскому саду удалось преодолеть данные преграды и минимизировать риски, связанные с инклюзивным образованием, благодаря активной профессионально-личностной позиции руководителя, постоянной помощи и поддержке инклюзивной практики со стороны ГЦОиЗ «Магистр», прежде всего - в лице Елены Ивановны Субботиной.
Сегодня детский сад успешно развивает инклюзивную культуру и практику. Сложилась междисциплинарная команда специалистов, благодаря которой коррекционная работа ведется на хорошем уровне. Отработана технология поэтапной подготовки ребенка с ОВЗ (в частности - с ЗПР) к включению в общение и совместную деятельность с нейротипичными детьми. Суть данного подхода убедительно раскрыла в своем выступлении учитель-дефектолог Татьяна Александровна Исламова.
Мастер-класс продолжила Ольга Ивановна Хорева, педагог-психолог МКДОУ д/с № 406, показавшая фрагмент занятия с нейротипичными детьми в рамках проекта «Школа юного ко-терапевта», направленного на подготовку нейротипичных детей к принятию «особых» дошкольников. Данный проект способствует улучшению взаимодействия между детьми, созданию атмосферы принятия любого ребенка, независимо от его индивидуальных особенностей и имеющихся дефицитов развития. Воспитатель Маргарита Владимировна Кузьминых представила свой опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями и рассказала о тех положительных личностных и профессиональных изменениях, которые произошли с ней в процессе работы с данной категорией детей.
Своеобразным украшением мастер-класса стало моделирование руководителем ДОУ Светланой Александровной Литвиченко фрагмента родительского собрания «Подготовка родителей нейротипичных детей к введению в группу ребенка с особыми образовательными потребностями».
В работе мастер-класса приняли участие не только педагоги, но и мама «особого» ребенка (которого участники мастер-класса видели в начале встречи, когда дети инклюзивной группы «Радуга» приветствовала гостей), и учителя школы № 160, которую посещают многие выпускники ДОУ № 406, в том числе и дети с особыми образовательными потребностями. Родители и учителя выразили благодарность коллективу ДОУ за успешную работу с детьми с ОВЗ по социализации и подготовке к школе.
Итоги мастер-класса подвела Татьяна Дмитриевна Яковенко. Вместе с участниками Татьяна Дмитриевна отметила доброжелательную атмосферу, высокий уровень подготовки и проведения мастер-класса, искренность, открытость и целеустремленность команды педагогов и очевидный успех всего педагогического коллектива в формировании инклюзивной культуры как самой главной составляющей инклюзивного образования.