27 февраля в МБОУ СОШ № 142 в Первомайском районе в рамках работы городского методического объединения педагогов-психологов образовательных организаций прошёл областной семинар по теме «Современные требования к выпускнику ДОО — первокласснику в условиях реализации ФГОС».
Впервые в городе Новосибирске семинар готовили сразу четыре районных методических объединения: психологи садов и школ, воспитатели дошкольных учреждений и учителя начальных классов.
Открыли семинар Штельвах Ангелина Викторовна, руководитель лаборатории кризисной психологии МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», руководитель городского методического объединения педагогов-психологов ОО и Ярлыкова Елена Александровна, руководитель районной группы ГЦРО.
Выбранная форма – коллаборация предполагала взаимовыгодную совместную деятельность, ведь это мягкий и демократичный вид сотрудничества, отличающийся гибкостью, быстротой, доступностью, упрощенным соблюдением регламентов. Именно так и произошло.
Участники семинара не были сторонними наблюдателями, они сами активно делились своими наблюдениями, выдвигали свои версии готовности к школе,
аргументировали требования к будущему первокласснику.
В ходе совместной работы педагоги хотели разобраться в следующем:
- Каким же должен всё таки быть выпускник ДОУ — будущий первоклассник?
- Что мы педагоги с одной стороны, и родители будущего первоклассника, с другой стороны, вкладываем в понятие «готовность к школе»?
- Что, по мнению учителей начальной школы, необходимо будущему первокласснику для успешного освоения школьной программы?
- И, самое главное, где спрятан ключик для решения проблем, ведь школа сталкивается с ними всё чаще и чаще?
Именно с этой целью был предварительно проведён социологический опрос родителей подготовительных групп, воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов и …самих детей, которые обозначили свою точку зрения на эти взрослые вопросы.
«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители и печально улыбаются педагоги. И действительно это так.
Если взглянуть на флипчарт, где участники семинара выдвинули требования к выпускнику детского сада – будущему первокласснику в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, то становится всё понятно. Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет.
Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Но это те целевые ориентиры, которые заданы как дошкольным, так и школьным организациям.
А встречаемся мы уже с новым поколением детей – поколением Альфа. Это дети, рожденные с 2010 года.
Кто они и какие у них особенности?
- Для этих детей виртуальная реальность не менее ценна, чем физическая. Гаджетами они начинают пользоваться чуть ли не одновременно с соской-пустышкой. Их также справедливо можно было бы назвать поколением технологичных, ведь язык технологий — их родной язык. В потоке непрерывного виртуального общения они как рыба в воде.
- Альфы многозадачны, выполняют несколько заданий одновременно. Они увлекающиеся, любят учиться, но только при условии, что это им интересно. Живут в огромном потоке информации, что не позволяет им надолго удерживать внимание на одной сложной задаче. У них проблемы с концентрацией, зато они быстры, энергичны и точно знают, где найти нужные данные.
- Они готовы к диалогу, но не к нравоучениям. Ждут, что им не будут диктовать, а их будут слушать и слышать. Работать они предпочитают в одиночестве, а живое общение готовы с удовольствием заменить на виртуальное.
Участники семинара подтвердили мысль, что только в сотрудничестве всех участников образовательных отношений (детский сад-семья-школа) можно достигнуть того результата, которого так ждут педагоги и родители.
Было предложено вновь организовать районную родительскую школу, где можно повышать свои родительские компетенции, получать ответы от специалистов на самые важные вопросы.
А родителям будущих первоклассников от участников семинара прозвучало послание: необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных ещё до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учёбе и стремление к получению новых знаний.
Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма! Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!
Хочется отметить работу всей дружной команды, готовившей материалы к семинару, а именно:
- Голубевой Ольге Леонидовне, руководителю РМО педагогов-психологов школ, педагог-психолог МБОУ СОШ № 142;
- Михальченко Ирине Юрьевне, руководителю РМО педагогов-психологов детских садов, педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 282»,
- Лопухову Дмитрию Александровичу, педагог-психолог МКДОУ № 28;
- Арыновой Сауле Аушакмановне, руководителю РМО воспитателей старшего возраста, воспитатель МКДОУ д/с № 11;
- Зубаревой Алене Александровне, воспитатель МКДОУ д/с № 11;
- Захваткиной Анне Васильевне, руководителю РМО учителей начальных классов, учитель начальных классов МБОУ ТЛИ № 128
- Лукьяновской Светлане Анатольевне, учитель начальных классов МБОУ ТЛИ № 128
- Валиевой Инне Сергеевне, педагог-психолог МКДОУ д/с № 171.