25 марта 2021 года в рамках городского проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» был проведён семинар «Система работы с разными категориями родителей детей с ОВЗ в ДОО: поддержка, психологическое просвещение».
Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM. Открыли встречу специалисты Городского центра образования и здоровья «Магистр»: Фур Екатерина Петровна, заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, Яковенко Татьяна Дмитриевна, руководитель сектора научно-методического сопровождения, Субботина Елена Ивановна, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
Екатерина Петровна Фур поприветствовала участников семинара.
Татьяна Дмитриевна Яковенко в своем выступлении «Современный подход к взаимодействию с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» осветила теоретические аспекты взаимодействия с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Особо подчеркнула Татьяна Дмитриевна роль родителей в жизни особого ребенка: «позиция родителей и их отношение к своему особому ребенку, умение или неумение создать в семье развивающую среду не просто определяют уровень развития ребенка, а в прямом смысле предопределяют его судьбу». Татьяна Дмитриевна изложила современные формы и методы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ, более подробно остановившись на ППС семьи ребенка с ОВЗ. По словам Татьяны Дмитриевны, главная цель в работе педагога с семьей особого ребенка – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации ребенка с ОВЗ и семьи, мобилизировать ее возможности и ресурсы. Педагог выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или го окружением.
Далее специалисты МКДОУ д/с № 484 представили свой успешный практический опыт взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Елена Викторовна Воронова, заместитель заведующего по воспитательной работе МКДОУ д/с № 484, в своем выступлении рассказала об особенностях организации образовательной среды в данной дошкольной образовательной организации, об особенностях организации работы с родителями нейротипичных и особых детей. В заключении выступления Елена Викторовна предложила участникам семинара посмотреть видеофильм о дошкольном учреждении.
В МКДОУ д/с № 484 был разработан и реализован проект «Психолого-педагогического сопровождение родителей детей с ОВЗ в рамках родительского клуба «Стань ближе». О нем более подробно рассказала Юлия Владимировна Медведкова, педагог-психолог МКДОУ д/с № 484.
Юлия Владимировна рассказала, что «основной задачей клуба является организация неформальных встреч родителей детей с ОВЗ на семинарах-практикумах». Такие встречи позволяют родителям не только получать информацию об особенностях коррекционно-развивающей работы, но «родитель имеет возможность вступить во взаимодействие, получить обратную связь на свои высказывания, действия, обменяться информацией и опытом, получить эмоциональную поддержку; появляется возможность найти решение проблемы совместно с другими участниками семинара-практикума и педагога-психолога, опираясь на групповой опыт, включаясь в дискуссии, игровую терапию; возникают доверительные отношения, что приводит к сплочению родителей в группе ДОУ». По словам педагога-психолога, работа ведется параллельно в трех направлениях: работа с педагогами ДОУ в вопросах повышения их профессиональных компетенций, работа с родителями детей с ОВЗ и непосредственно с детьми. При реализации основного этапа работы клуба были проведены мероприятия, направленные на установление контакта с родителями детей с ОВЗ и помощи в поиске психологического ресурса. По итогам заключительного этапа проекта были созданы методические рекомендации и буклеты для родителей ребенка с ОВЗ, разработаны листы обратной связи, в которых родители показали важность и ценность работы клуба «Стань ближе». На круглом столе, который завершал проект, родители делились достижениями и успехами своих детей.
Следующий очень интересный системный практический опыт работы в своих докладах представили коллеги МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка».
Анна Александровна Игнатовская, заведующий МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», рассказала слушателям семинара о том, что ДОУ имеет успешный многолетний опыт по воспитанию и обучению детей с различными нарушениями зрения, вплоть до слепоты. В ДОУ работают высококвалифицированные специалисты и педагоги. Детский сад оснащен материально-техническими ресурсами для создания специальных образовательных условий необходимых детям с различными нарушениями зрения.
Далее своим уникальным опытом работы с родителями в условиях детского сада для детей с нарушениями зрения поделились специалисты МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка»: Вера Викторовна Наркевич, старший воспитатель, Жукова Галина Эдуардовна, учитель-дефектолог (тифлопедагог), Лазарева Лариса Владимировна, учитель-логопед.
В их выступлениях был представлен богатейший и теоретический и практический опыт работы с родителями такой сложной категорией детей с нарушением зрения. Особое внимание в ДОУ уделяется активному привлечению в специально-образовательное пространство и включение родителей в коррекционно-педагогический процесс для формирования гармоничной личности ребенка с нарушением зрения от характера установления связей «родитель-ребенок с нарушением зрения» и от понимания значимости роли семьи будет зависеть первичная социализация ребенка с нарушением зрения.
В первые годы жизни ребенка с нарушениями зрения необходимо тесное сотрудничество специалистов, воспитателей группы и семьи поскольку роль накопленного багажа знаний в этот период жизни ребенка чрезвычайно значителен. Родители должны получить знания и информацию для помощи своим детям. Осознанное родительство возможно только при условии непрерывного повышения родительской компетентности. При работе с родителями учитываются психологические типы, социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень их заинтересованности, повышаем культуру педагогической грамотности семьи. Работа по взаимодействию с родителями в ДОУ строится по нескольким направлениям: организационно-методическое, информационно-аналитическое, консультативно-просветительское, практико-ориентированное.
Специалисты ДОУ рассказали подробно о каждом из направлений, проиллюстрировав эту информацию видео и фотоматериалами. Особый интерес у участников семинара вызвало практико-ориентированное направление, которое включает: акции, форумы, творческие лаборатории, проекты, тематические выставки, мини – музеи, мастер-классы ,семинары-практикумы, тренинги и другие мероприятия.
Очень популярными в ДОУ в работе с родителями являются следующие формы взаимодействия: творческие лаборатории и мастер-классы, на которых решаются задачи заинтересовать родителей, создать атмосферу взаимопонимания, установить эмоциональную поддержку, помочь достигнуть запланированного результата. Эти формы работы позволяют реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться знаниями, опытом.
Очень интересной формой взаимодействия с родителями интерактивные. Например, интерактивное родительское собрание «ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием, что повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогами и другими специалистами».
По окончанию встречи специалисты и педагоги ДОО могли задать свои вопросы выступающим в чат. Встреча прошла в доброжелательной и конструктивной обстановке. Все присутствующие отметили высокий уровень профессионализма коллег из МКДОУ д/с № 484 и МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка».
На семинаре присутствовало 74 педагога (48 подключений).