Семинар «Обучающиеся с нарушением зрения: особые образовательные потребности, создание специальных образовательных условий, психолого-педагогическое сопровождение»

17 марта 2022 года в рамках городского проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» состоялся научно-практический семинар «Обучающиеся с нарушением зрения: особые образовательные потребности, создание специальных образовательных условий, психолого-педагогическое сопровождение».

Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM.  Елена Ивановна Субботина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», открыла семинар и поприветствовала участников.

На семинаре были рассмотрены актуальные вопросы организации специальных образовательных условий для получения образования детьми с нарушением зрения. В семинаре принимали участие специалисты МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка» и МКОУ С(К)ШИ № 39.

Ольга Викторовна Вершкова, заведующий МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», рассказала участникам семинара о специфике дошкольного учреждения, о многолетнем успешном практическом опыте сопровождения  обучающихся с нарушением зрения, создания доступной предметно - пространственной образовательной среды для  обучения, развития детей с нарушением зрения с учетом их компенсаторных возможностей. В ДОУ функционируют 7 групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения от 3-х до 7 лет. В детском саду оборудованы  ортоптический кабинет врача-офтальмолога, кабинеты специалистов: педагога-психолога, тифлопедагогов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов. Они оснащены материалами для проведения коррекционной работы, освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы дошкольного общего образования. Вся территория и внутренние помещения детского сада укомплектованы специальными тактильными символами, знаками  (тактильная вывеска, тактильная маркировка пути, пандус, предупреждающие знаки на дверях, тактильные наклейки на перилах, тактильные логотипы на дверях групп, контрастная маркировка двери, разметка тактильных путей движения, тактильная информационная мнемосхема и др.). Специалисты и педагоги ДОУ имеют профессиональную подготовку в области коррекционной педагогики и специальной психологии, что способствует успешному обучению и социализации детей с нарушением зрения.

Осуществление квалифицированной  коррекции нарушений развития обучающихся с нарушением зрения является основной составляющей коррекционной работы в данной дошкольной организации. Галина Эдуардовна Жукова, учитель-дефектолог, Лариса Владимировна Лазарева, учитель-логопед, специалисты МКДОУ д/с № 312 с многолетним профессиональным опытом работы, подробно рассказали о технологиях  психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения.

Обучение таких детей требует организации многоуровневой системы работы медицинских и педагогических специалистов, а также создания особой предметно - развивающей среды, учитывающей особенности нарушения  зрения. Обучающиеся с нарушениями зрения нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении, которое направлено не только на физическое развитие и реабилитацию, но и на социальное воспитание, т.е. решение коррекционных, компенсаторных и оздоровительных задач с целью профилактики, преодоления дефицитов физического развития, компенсации недостатков. Специалисты ДОУ разрабатывают систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения в условиях образовательного процесса, направленную на создание условий для успешного обучения и развития каждого ребенка. Определяют виды и формы работ, при которых достигается положительная динамика развития и реализация  потенциальных возможностей детей с нарушением зрения. Также в детском саду проводится большая работа по психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Различные виды и формы работы по взаимодействию с  родителями (консультирование, родительские собрания, семинары, проектная деятельность и др.) оказывают благоприятное воздействие на климат внутри семьи и помогают родителям в воспитании и развитии  личности ребенка.

Далее был представлен многолетний практический опыт сопровождения  обучающихся с нарушением зрения в МКОУ С(К)ШИ № 39.

Елена Ивановна Трутнева, директор специальной коррекционной школы-интерната № 39 рассказала о создании специальных образовательных условий для обеспечения особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями зрения. Школа-интернат № 39 осуществляет образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушением зрения, на основании требований ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО, ФГОС СОО.  Образовательная деятельность осуществляется квалифицированными учителями начальных классов, учителями-предметниками и специалистами сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог)), а также воспитателями, медицинскими работниками.  В школе-интернат №39 функционируют медицинский блок, библиотека, столовая, актовый и спортивный залы, творческая мастерская и др. Оснащены необходимым оборудованием кабинеты теоретической направленности, кабинеты специалистов сопровождения, кабинет информатики.  В кабинетах для проведения специальных коррекционных занятий имеются все необходимые наглядные и методические пособия, развивающие игры. Все учебные кабинеты, библиотека, объекты для проведения практических занятий и спортивных мероприятий приспособлены для использования инвалидами и лицами с нарушениями зрения.

Беседина Ирина Станиславовна, учитель-дефектолог МКОУ С(К)ШИ № 39, подробно остановилась на организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения.  Специфика обучения и воспитания обучающихся с нарушениями зрения проявляется в следующем: дозирование учебных нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, использование оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности детей, правильная организация рабочего места ученика. Коррекционно-развивающая среда в школе-интернате выстроена с учетом нарушений зрения обучающихся, что способствует повышению  образовательных результатов. Психолого-педагогическое сопровождение реализуется по следующим направлениям работы: консультативное направление (реализуется посредством проведения специалистами сопровождения консультаций для родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам обучения и воспитания  детей с ОВЗ); информационно-просветительское направление (специалисты сопровождения  делятся опытом  на семинарах, конференциях, совещаниях, педчтениях различного уровня). В школе-интернате традиционным является ежегодное  проведение Дней открытых дверей для студентов Института детства и кафедры специальной психологии  НГПУ, слушателей курсов повышения квалификации НИПКиПРО, педагогов общеобразовательных и специализированных организаций города и области.

Образовательное пространство школы-интернат № 39 предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие образовательной и досуговой деятельности школы, проведение общих мероприятий, семинаров, мастер-классов, праздников и родительских собраний, что позволяет выстроить благоприятную атмосферу общения детей с родителями и коллективом школы-интернат.

Школа-интернат № 39 осуществляет межсетевое и межведомственное взаимодействие с организациями высшего и среднего профессионального образования, с организациями дополнительного образования, с медицинскими учреждениями с целью повышения профессиональных компетенций специалистов сопровождения и педагогов, а также для сохранения здоровья  обучающихся с нарушением зрения.

Наряду с коррекционно-педагогическим процессом в школе проводится лечебно-реабилитационная работа для улучшения соматического здоровья и зрительных функций учащихся. Наталья Геннадьевна Сизова, врач-офтальмолог  МКОУ С(К)ШИ № 39, рассказала про  медицинское сопровождение обучающихся с нарушением зрения. Офтальмологическая деятельность в школе – интернате приравнена к деятельности кабинета охраны зрения и направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. При поступлении в школу врач – офтальмолог и врач – педиатр обследуют детей и дают заключение о состоянии здоровья, определяют группу здоровья и группу для занятий физической культурой. Составляются «Листы здоровья» по классам, которые находятся в классном журнале и дают возможность педагогам в своей работе учитывать рекомендации офтальмолога в отношении каждого ученика данного класса. Медицинская помощь в школе-интернате оказывается врачом-офтальмологом, врачом-педиатром и медицинскими сестрами.

По отзывам участников семинара, тема встречи была актуальной и вызвала большой интерес. В конце встречи Елена Ивановна Субботина выразила благодарность спикерам за оказанное сотрудничество и работу на семинаре.

По окончании встречи специалисты и педагоги ДОО, ОО и УДО могли задать  вопросы выступающим.

Количество участников семинара – 22 подключения (33 педагога).

Фото с семинара