Семинар «Модель инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 67»

28 декабря 2020 года в рамках городского проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» был проведён семинар «Модель инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 67».

Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM. Открыли встречу специалисты Городского центра образования и здоровья «Магистр»: Фур Екатерина Петровна, заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, Татьяна Дмитриевна Яковенко, руководитель сектора научно-методического сопровождения МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр».

Директор МБОУ СОШ № 67 Ольга Васильевна Долгих поприветствовала участников семинара и представила свое учреждение, рассказав об уникальном опыте работы своего коллектива в условиях инклюзии. Ольга Васильевна с гордостью отметила, за многие годы работы МБОУ СОШ № 67 удостоена многих наград и в первую очередь это заслуги педагогического коллектива.

Екатерина Петровна Фур выступила с докладом, представив современные тенденции развития инклюзивного образования в городе Новосибирске. Екатерина Петровна отметила, что система образования города Новосибирска и Новосибирской области уже в течение почти десяти лет последовательно развивает практику инклюзивного образования. Педагогические коллективы образовательных организаций, давно реализующие практику инклюзивного образования, стали ресурсными образовательными площадками и вошли в региональный и городской проекты по развитию инклюзивной практики в Новосибирской области и городе Новосибирске. В последние годы в городе наблюдаются позитивные изменения, которые непосредственно связаны с повышением качества и доступности инклюзивного образования – это развитие практики ранней помощи (семьям с детьми от рождения до трех лет) и сети консультативных центров для родителей, в том числе – и родителей детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Екатерина Петровна особо подчеркнула, что программно-проектное управление всей сложной практикой инклюзивного образования должна развиваться не только по горизонтали, включая все новые школы, но и по всей образовательной вертикали, начиная с ранней помощи, дошкольного образования, присоединяя «верхние этажи» профессионального обучения, среднего и высшего образования. Все это позволит осуществиться во всей полноте инклюзивному образованию как особой философии, культуре, политике и практике, о которой еще десять лет назад можно было только мечтать, но которая уже сегодня становится реальностью в нашем городе.

Далее специалисты МБОУ СОШ № 67 более подробно представили свой успешный опыт развития инклюзивного образования.

 

Ольга Геннадьевна Денисова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 67 в своем выступлении описала существующую модель организации инклюзивной образовательной среды в школе. Ольга Геннадьевна отметила, что школа на протяжении многих лет реализует практику инклюзивного образования. В 2011 году школа стала участником регионального проекта «Социализация и обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве НСО». В ходе реализации регионального проекта педагогический коллектив продолжал искать эффективные пути внедрения инклюзивного образования и затем появились новые проекты, разработанные педагогами: «Воспитательная среда школы как фактор развития творческого потенциала личности», «Специальные образовательные условия как фактор успешного обучения и социализации детей с ОВЗ». Данные проекты были представлены на Всероссийский конкурс Элита российского образования и на Международную образовательную выставку УЧСИБ, где получили высокую оценку и награждены золотыми медалями.  Этот опыт позволил выстроить свою особую модель организации инклюзивной образовательной среды, которая состоит из нескольких подразделений: в школе организована работа структурного подразделения "Служба социально-психолого-педагогического сопровождения" и особо выделена структура повышения квалификации педагогов по работе с детьми с ОВЗ.

О службе сопровождения более подробно в своем докладе рассказала руководитель подразделения педагог-психолог Анна Алексеевна Мозолева. Анна Алексеевна осветила деятельность службы сопровождения. Вся работа направлена на реализацию комплексного подхода ряда специалистов к решению общих задач, связанных с сопровождением учащихся как с ОВЗ, так и нормативно развивающихся. Данное сопровождение в школе осуществляется междисциплинарной командой специалистов. В нее входят такие специалисты как педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель адаптивной физкультуры, тьютор индивидуального сопровождения, координатор по инклюзии. В состав междисциплинарной команды входит огромное количество мини-команд. Состав мини-команд может меняться в зависимости от конкретных целей и задач образовательной деятельности. Подвижность и мобильность такой формы доказала свою эффективность работы в условиях инклюзии. Это помогает организовать и создавать условия для адаптации, обучения и социализации детей с ОВЗ. Все участники службы сопровождения принимают участие в разработке и реализации программы коррекционной работы как части Основной образовательной программы на всех уровнях образования, а также Индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Координатор по инклюзии - основной «носитель» информации и помощник учителя в организации образовательного процесса в инклюзивном классе. Тьютор оказывает помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.

 

Наталья Ивановна Горячкина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе выступила с докладом и осветила очень важное направление в работе школы по подготовке и переподготовке педагогических кадров для работы с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного образования. По словам Натальи Ивановны, педагоги должны понимать сущность инклюзивного подхода, владеть основами коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь чёткое представление об особенностях психического развития детей с ОВЗ, о методах и технологиях организации образовательного процесса таких детей. В школе разработана Модель повышения квалификации педагогов по работе с детьми с ОВЗ. Для повышения квалификации педагоги используют все возможные внутренние и внешние ресурсы. Основной целью внутрикорпоративного повышения квалификации является создание условий для формирования готовности педагогов к работе в сфере инклюзивного образования. Формирование готовности педагога к работе в условиях инклюзивного образования осуществляется через содержательный и организационный компоненты. Участие в научно-практических конференциях и семинарах городского и районного уровня, курсы повышения квалификации, мастер-классы и другие формы повышения квалификации, позволяют формировать реализацию способности к осуществлению рефлексии профессиональной деятельности и проектированию индивидуальной траектории личностного развития и самообразования в области инклюзивного образования.

В заключение Наталья Ивановна подвела итоги о том, что действующая модель повышения квалификации позволяет обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами, способными реализовать инклюзивный подход. В результате такой кропотливой работы в школе складывается благоприятный микроклимат, формируются стойкие толерантные отношения между детьми, между детьми и педагогами, создаётся понимающая и принимающая среда, которая обеспечивает социальное и познавательное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

По окончанию встречи специалисты и педагоги ОО могли задать свои вопросы выступающим в чат. Встреча прошла в доброжелательной и конструктивной обстановке. Все присутствующие отметили высокий уровень профессионализма коллег из МБОУ СОШ № 67.

На семинаре присутствовало 68 педагогов.

Семинар «Модель инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 67»

Семинар «Модель инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 67»

Posted in Новости.