Семинар «Педагог ребенка с ОВЗ в инклюзивном пространстве ДОО»

21 января 2021 года в рамках городского проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» состоялся семинар «Педагог ребенка с ОВЗ в инклюзивном пространстве ДОО».

Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM. Открыли встречу специалисты Городского центра образования и здоровья «Магистр»: Екатерина Петровна Фур, заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», Елена Ивановна Субботина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», Татьяна Дмитриевна Яковенко, руководитель сектора научно-методического сопровождения МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр».

Заведующий МАДОУ д/с № 59 Елена Владимировна Махова в своем выступлении  рассказала о сложившейся системе формирования психологической готовности к работе в условиях инклюзивного образования в МАДОУ д/с № 59. За эти годы сложившаяся инклюзивная практика показала, что работа с такими детьми радикально меняет педагогическую позицию воспитателя. Педагог вынужден искать новые, более совершенные методы и приемы работы, поскольку привычные методы не всегда срабатывают. С целью изучения уровня квалификации, опыта инклюзивной практики и мотивации педагогов к развитию инклюзивной практики в детском саду было проведено анкетирование и социологический опрос. На основании полученных данных был составлен профиль профессиональной готовности педагогов, который показал, что  только каждый четвертый педагог образовательной организации знаком с основными положениями инклюзивного образования. Большая часть педагогов либо не знакома с его основными положениями и принципами, либо заявляет о недостатке информации по этому вопросу. Данные также показали, что педагоги испытывают острый дефицит в знаниях в области коррекционной педагогики, вследствие чего 83 %  не готовы применять ее элементы в своей повседневной практике и запрашивают дополнительное обучение. Таким образом, повышение квалификации в области коррекционных методов обучения может заметно изменить установки педагогов. В связи с этим в ДОУ № 59 были запланированы необходимые мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетенции и готовности педагогов к реализации инклюзивной практики ДОУ. Семинары, семинары-практикумы, цикл тренингов, отмечание дат, связанных с различной нозологией людей, создание эмблемы, стендов, социальных видеороликов, участие в конкурсах, курсы повышения квалификации по работе с детьми с ООП, -  все это способствовало становлению инклюзивного педагога в ДОУ № 59.

Далее был представлен опыт по развитию и формированию профессиональной готовности педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в МКДОУ д/с № 44 «Мозаика».  Учитель-логопед Галина Юрьевна Санина рассказала, что педагоги ДОУ приняли решение об организации такой формы взаимодействия педагогов, где работающие с особыми детьми могли бы поделиться своими проблемами, познакомиться с опытом коллег, почерпнуть новые знания.   Такой формой стало создание методического объединения педагогов инклюзивного образования МКДОУ д/с № 44 «Мозаика». Целью создания методического объединения является повышение профессиональных, психологических и методических компетенций педагогов в области инклюзивного образования.

Задачи методического объединения не формулируются как константа. Каждый год меняется контингент воспитанников с ООП, комплектование и наполняемость инклюзивных групп, их педагогический состав. Поэтому задачи определяются актуальными потребностями педагогов и складывающейся инклюзивной ситуацией в ДОУ на новый учебный год. Состав МО не постоянен и может меняться в зависимости от обсуждаемой проблемы. Формы работы МО различные: семинары, семинары-практикумы, круглые столы и другие. Комплексная, систематическая и планомерная работа МО  дала свои результаты, и теперь МКДОУ д/с № 44 «Мозаика» делится своим опытом с коллегами.  При поддержке руководства педагоги ДОУ транслируют свой опыт  в дошкольном образовательном пространстве района и города.

Молодой специалист, учитель-логопед МКДОУ д/с № 44 «Мозаика» Екатерина Сергеевна Воронцова рассказала о том, что в детском саду существует целая система сопровождения молодого специалиста, и каждый этап включения в работу хорошо продуман. Эффективность работы методического объединения педагогов инклюзивного образования подтверждена успехами молодых педагогов ДОУ. Для начинающих педагогов методическое объединения является ступенькой к включению в профессиональную команду специалистов и педагогов инклюзивной практики, в команду, мотивирующую к саморефлексии и саморазвитию.

 

Заведующий МКДОУ д/с № 44 «Мозаика» Елена Александровна  Барсукова в своем выступлении рассказала о том, как реализация инклюзивной  практики помогла стать педагогическому коллективу детского сада  сплоченной, профессиональной командой.

Специалисты МАДОУ д/с № 70 учитель-логопед Ольга Валерьевна Митрофанова и педагог-психолог Татьяна Сергеевна Емельянова рассказали об опыте педагогов инклюзивной практики в   своём учреждении, которые   определили для себя главным формат сотрудничества. Суть сотрудничества состоит в достижении общих целей, обоюдном получении пользы.

Для реализации инклюзивного образования в МАДОУ д/с № 70 сформирована команда специалистов, состоящая из учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, учителя-дефектолога и других специалистов. Некоторые педагоги кроме профильного образования имеют дополнительную квалификацию, это позволяет эффективно реализовывать междисциплинарный подход в работе с детьми с ООП.

Главной формой сотрудничества является работа в рамках ППк МАДОУ д/с № 70. ППк действует на основании положения МАДОУ. Заседания ППк проводятся согласно графику не реже 3-х раз в год. На заседании консилиума присутствуют постоянные члены консилиума (педагоги-психологи, учителя-логопеды), при необходимости приглашаются временные члены консилиума (воспитатели) и родители детей, с отклонениями в развитии. По итогам консилиума составляется коллегиальное заключение и рекомендации для ребенка. График консультаций устроен таким образом, что учитель-логопед и педагог-психолог, работающие с одной и той же комбинированной группой и осуществляющие мониторинг одних и тех же общеразвивающих групп, имеют одинаковые часы консультаций, это способствует проведению совместных консультаций. Таким образом, родители могут получить более полную картину уровня развития ребенка и озвучить свои вопросы.

Эффективной и интересной формой сотрудничества стала совместная проектная деятельность специалистов: учителя-логопеда и педагога-психолога. Проекты направлены на формирование и повышение профессиональных компетенций воспитателей в работе с детьми с ООП и их семьями. В созданной газете МАДОУ д/с № 70 есть специальные страницы учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, где освещается педагогическая работа, проводимая с детьми с ООП. В социальных сетях педагоги публикуют видеоролики для родителей, направленные на знакомство родителей с методами и приемами коррекционно-педагогической работы в домашних условиях. В работе с родителями применяются ИКТ: воспитатели, совместно с педагогами-психологами и учителями-логопедами, проводят совместные родительские собрания на платформе ZOOM, используя хранилище Гугл-диска, выкладывают совместные занятия с детьми. Сотрудничество педагогов позволяет успешно реализовывать инклюзивное образование в МАДОУд/с № 70.

По окончании встречи специалисты и педагоги ДОО могли задать свои вопросы выступающим в чат. Встреча прошла в доброжелательной и конструктивной обстановке.

Количество присутствующих (59 подключений).

Семинар «Педагог ребенка с ОВЗ в инклюзивном пространстве ДОО»

Posted in Новости.