13 февраля в МКДОУ д/с №281 состоялся семинар-практикум "Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивной практики ДОУ" в рамках проекта "Развитие инклюзивного образования в муниципальной системе образования города Новосибирска".
Со вступительным словом к участникам обратилась Яковенко Татьяна Дмитриевна, заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО "ГЦОиЗ "Магистр", доцент НГПУ. Татьяна Дмитриевна представила образовательный проект, в который входят 17 детских садов и 19 школ города Новосибирска. Условиями участия в данном проекте послужили профессионально-личностная заинтересованность руководителей образовательных учреждений в развитии инклюзивной практики, наличие команды квалифицированных специалистов, способных решать задачи развития инклюзии, а также достаточная оснащенность материально-предметной среды. Целью проекта является выявление успешного опыта инклюзивной практики, повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Специалисты "ГЦОиЗ "Магистр" осуществляют научно-методическое сопровождение инклюзивного образования в ДОУ и ОО. Каждый месяц в рамках работы проекта запланировано масштабное мероприятие, в котором принимают участие как непосредственные участники проекта, так и педагоги детских садов того района, в котором проводится мероприятие. Руководители проекта полагают, что такая форма работы даст возможность педагогам поделиться опытом преодоления трудностей на пути к подлинной инклюзии как в детских садах, так и в школах. Под подлинной инклюзией понимается наличие инклюзивной культуры, реализация инклюзивной политики и инклюзивной практики.
Семинар продолжило выступление заведующей МКДОУ д/с №281 Соколовой Ольги Николаевны "Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении". В детском саду из 322 воспитанников 163 ребенка с ОВЗ, из них 18 детей-инвалидов. Детский сад посещают дети с самыми разнообразными нарушениями: ТНР, ЗПР, нарушение слуха, нарушение зрения, синдром Дауна, РАС, НОДА. Детским садом был проанализирован опыт построения инклюзивной практики зарубежных, а также российских детских садов и на основе имеющихся ресурсов материально-технической базы и педагогического состава разработана модель работы с каждой категорией особых детей. В детском саду на постоянной основе работает психолого-педагогический консилиум, который составляет на каждого ребенка АООП и ИОМ. Большинство педагогов повысили свою квалификацию по вопросам организации инклюзивного образования. Ольга Николаевна отметила важность сетевого взаимодействия с различными организациями, обратила внимание на внедрение дистанционного обучения для детей с ОВЗ с вовлечением родителей в данный процесс, а также обозначила некоторые трудности, с которыми сталкивается её образовательное учреждение.
Семинар продолжило выступление "Социализация и адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью в группе компенсирующей направленности", которое представила старший воспитатель Молодецкая Марина Ивановна. Марина Ивановна раскрыла содержание работы по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс, отметила важность сотрудничества родителей и педагогов, а также поделилась достижениями педагогов в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
"Особенности организации дистанционного обучения в инклюзивной практики ДОУ" - данную тему представила участникам учитель-дефектолог Смирнова Ксения Ивановна. Педагогами используются такие дистанционные технологии, как: "Кейс-технология", "skype-консультирование, обучение в онлайн режиме и другие. Участникам семинара был продемонстрирован фрагмент занятия через skype для родителей и ребёнка по артикуляционной гимнастике.
"Адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов" - выступление на данную тему представила участникам Прокофьева Яна Игоревна, инструктор по физической культуре, кандидат в мастера спорта. Сотрудничество ДОУ с несколькими спортивными секциями позволяет детям участвовать в спортивных мероприятиях по адаптивному хоккею и каратэ.
Программу семинара продолжил мастер-класс "Мультипликационная студия как потенциал развития детей с ограниченными возможностями здоровья". Мастер-класс представили Коломысова Татьяна Викторовна, руководитель мультипликационной студии керамики, и Шерстнева Инна Владимировна, учитель-логопед. Создание мультфильмов в инклюзивной группе имеет большой потенциал развития для детей с ОВЗ. Под чутким руководством наставников дети создают собственные мультфильмы, учась при этом общаться и взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.
Татьяна Викторовна также представила опыт работы в рамках проекта "Волонтерское движение в ДОУ как средство социализации детей с ОВЗ". Проект предполагает различную помощь нормативно развивающихся детей детям с особенностями развития.
В заключительной части мероприятия участники смогли задать интересующие вопросы, поблагодарить выступающих и обсудить увиденное в неформальной обстановке.