Важнейшим направлением деятельности МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» на современном этапе является научно-методическое сопровождение процесса создания здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного пространства в дошкольных образовательных учреждениях города Новосибирска.
С 2010 года отдел психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования «Магистра» организует ежемесячные городские педагогические мастерские, практикумы, мастер-классы, научно-практические семинары, творческие лаборатории, консультации в рамках проекта «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях города Новосибирска». Участниками проекта стали 34 образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования. Они являются базовыми (пилотными) площадками для обмена опытом по вопросам создания безопасной образовательной среды в ДОУ, сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья дошкольников, обеспечения их эмоционального благополучия и своевременной коррекции эмоциональных нарушений.
Наибольший интерес у педагогических работников детских садов, вошедших в проект, вызывают городские педагогические мастерские. За 10 лет реализации проекта проведено более 70 педагогических мастерских, способствующих, по оценке руководителей и педагогов детских садов, повышению их профессиональной компетентности.
Ярким событием последнего времени стала городская педагогическая мастерская на базе МКДОУ «Детский сад № 406 комбинированного вида «Аленка». Педагогическая мастерская была посвящена комплексному подходу к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Старший воспитатель детского сада Людмила Александровна Ларионова представила систему работы педагогического коллектива по реализации данного подхода. В своем выступлении она отметила, что в группах ДОУ создана благоприятная психоэмоциональная среда; обеспечены условия для двигательной активности детей и рациональной, педагогически целесообразной организации образовательного процесса; выстроена система физкультурно-оздоровительной работы; налажено психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса, всех его участников; установлены партнерские отношения с родителями; инструктором по физической культуре осуществляется поиск наиболее эффективных технологий физического развития и оздоровления детей, приобщения к здоровому образу жизни воспитателей и родителей воспитанников.
Неподдельный интерес у участников мероприятия вызвали технология проведения «недель здоровья», ставших доброй традицией детского сада, и уникальная парциальная программа «Теннис до 8». Данная программа разработана инструктором по физической культуре детского сада Юлией Валерьевной Чуклиновой на основе программы «Теннис до 10», предложенной Международной федерацией тенниса (ITF – International Tennis Federation) в 2012 г. с целью популяризации данного вида спорта.
Огромные возможности занятий теннисом для физического и психоэмоционального развития детей были наглядно продемонстрированы Юлией Валерьевной на занятии с детьми старшего дошкольного возраста. Педагоги, присутствовавшие на занятии, убедились в том, что занятие в форме игры, увлекательных игр соревновательного характера, помимо задач физического развития, успешно решает множество задач оздоровительной направленности: у детей развиваются не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивается подвижность суставов, укрепляются мышцы, удерживающие позвоночник, что способствует выработке правильной осанки. Занятия теннисом по предлагаемой методике способствуют развитию координации, ловкости, согласованности движений, ритмичности, ориентировки в пространстве.
Программа Ю.В. Чуклиновой способствует не только разностороннему физическому развитию детей дошкольного возраста, но и воспитанию нравственно-волевых качеств личности. Основой программы является воспитание у детей культуры здорового образа жизни. Систематические занятия укрепляют интерес к большому теннису как виду спорта, формируют у детей привычку заботиться о своем здоровье, актуализируют потребность в двигательной активности, делают здоровье стилем жизни.
Нельзя не отметить, с каким удовольствием дети осваивают азы тенниса, как им нравятся упражнения с ракетками и теннисными мячиками, какую радость они испытывают от общения со своим педагогом! Юлия Валерьевна Чуклинова – творческий, неординарный педагог, сумевший не только у детей, но и у родителей и коллег вызвать желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.
Огромное впечатление на участников педмастерской произвел сетевой проект «В здоровом теле – здоровый дух», разработанный и реализуемый педагогами-энтузиастами – инструкторами по физической культуре трех соседних ДОУ (ДОУ № 406, 298, 348) с целью повышения интереса к физической культуре и здоровому образу жизни дошкольников, их родителей и педагогов, обогащения опыта взаимодействия друг с другом и обеспечения возможности для установления дружеских связей. Данный проект позволяет каждому педагогическому коллективу расширить свои возможности для проведения массовых спортивных мероприятий, повысить качество физкультурно-оздоровительной работы за счет сотрудничества с другими педагогическими коллективами. И этим определяется актуальность и востребованность подобных проектов, что было отмечено участниками педмастерской на заключительном этапе работы.
Яковенко Татьяна Дмитриевна, зав. отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр»