Коррекция зрительного восприятия

Зрительное восприятие является одним из базовых психических процессов, уровень и качество развития которого во многом определяет качество развития познавательной сферы в целом.

Зрительное восприятие – это выделение в предмете формы, цвета, величины, материала, фактуры. Сенсорные эталоны в зрительном восприятии для цвета представляют семь красок спектра и их оттенки по светлоте (близость к белому) и насыщенности (степень чистоты); для формы – геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник; для величины – метрические системы мер.

Для того, чтобы развить зрительное восприятие, нужно формировать умение всматриваться, распознавать и называть цвета и формы, развить визуальное выборочное восприятие, что видим, в том числе посредством понимания таких элементов, как сходство – различие, изображение – фон, способность к визуальному дополнению части до целого.

В качестве дидактического материала следует использовать образцы цветной бумаги, пластика, ткани, наборы плоских и объёмных географических фигур, мозаика, цветной конструктор и т.д.

На занятиях с ребенком следует использовать картинки с предметами, нарисованными с ошибками в размерах, перевернутом виде. Следует предъявлять задания по узнаванию целого по фрагменту, складывание сборно-разборных игрушек, обведение по контуру, разглядывание магических стереокартинок.

Рисунок 1. Рассмотри рисунок и распредели животных от маленького до большого.

Коррекция зрительного восприятия

Продуктивным развивающим фактором являются пособия Дьенеша. Пособие состоит из четырех форм: круга, равностороннего треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: жёлтого, синего и красного; двух размеров: маленьких и больших; двух видов толщины: тонкие и толстые. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками, описанными ранее. Задания строятся по принципу подбери признак или ряд признаков.

Наиболее типичные задания и упражнения:

*Разложи от самого темного до самого светлого.

* Подбери по форме, цвету, величине.

* Узнай предмет по его части, контуру.

*Нарисуй что может быть синее квадратное, красное круглое.

Коррекция зрительного восприятия

Детям с трудностями в обучении полезны и важны уроки рисования.  Имея различные наборы карандашей, мелков, фломастеров с широкой цветовой палитрой, дети часто пользуются одним-двумя. Перед ребенком во время занятий требуется ставить задачи, например, «Каким нарисуешь лист весной, лист летом и осенью?» Нужно также рисовать вместе с ребенком, таким образом у него будут расширяться его художественные возможности. Зачастую ребенок использует карандаш одного цвета. Обращайте внимание ребенка на излишне много используемого красного (или любого другого) цвета.

Визуальное восприятие обеспечивается, утверждает Л. Григорьева, механизмами взаимосвязанных зрительных функций (световая и контрастная чувствительность, цветоразличение и т.д.). При патологии зрительной системы, нарушающей её структуру и функции, имеет место изменение и рассогласование сенсорно-перцептивных механизмов, что затрудняет формирование основных качеств. Уровень общего психического развития влияет на формирование восприятия. У детей с проблемами интеллектуальном развитии или с задержкой психического развития формирование ряда качеств восприятия (обобщённость, категориальность, апперцепция, антиципация) нарушено существенным образом. И требует большого внимания при коррекционной работе.

Список литературы:

  1. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие. – Мн.: Асар, 2003. – 288 с.
  2. Никулина Г.В. Зрительное восприятие. Диагностика и развитие: учеб. Пособие. – Киров: МЦНИП, 2013. – 220 с.
  3. Современные представления о механизме зрительного восприятия. [Л.Н. Подладчикова, Т.И. Колтунова, А.И. Самарин и др.] М-во образования и науки Рос. Федерации, Юж. Федер. Ун-т, Науч.-исслед. Технол. Центр нейротехнологии. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2017. – 166 с.

 

Учитель-дефектолог ТПМПК «Магистр»
первой квалификационной категории
Кузнецова О.Б