Что такое специальная индивидуальная программа в контексте ФГОС

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по второму варианту адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимальной возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, а также обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах. Программа разрабатывается на одни год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.

В состав экспертной группы входят специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР:

  • учителя класса,
  • учитель-дефектолог,
  • учитель-логопед,
  • учитель физкультуры,
  • учитель музыки,
  • воспитатель / ассистент / тьютор,
  • педагог-психолог,
  • другие специалисты,

и привлекаются родители (законные представители) обучающегося.

Предметы, которые осваивает обучающийся:

- Речь и альтернативная коммуникация;

- Адаптивная физкультура;

- Музыка и движение;

- Изобразительная деятельность;

- Человек.

У обучающегося формируются основные, базовые учебные действия:

- Формирование учебного поведения.

- Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками.

- Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослым и сверстниками:

- у ребенка формируется спокойное пребывание в новой среде;

- Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;

- Принятие контакта, инициированного взрослым;

- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;

- Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;

- Планирование учебного дня;

- Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);

- Следование расписанию дня.

Коррекция проблемного поведения:

- агрессия;

- самоагрессия;

- неадекватные крик, смех, плач;

- физическое сопротивление;

- стереотипии;

- невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения.

 

1 шаг. Познакомьтесь с корректируемыми видами проблемного поведения.

2 шаг. Определите вид (виды) проблемного поведения, которое (которые) Вы будете корректировать у ребенка в течение учебного года

3 шаг. Определите причину проблемного поведения.

4 шаг. Выберите педагогические способы коррекции проблемного поведения.

 

При разработке СИПР Педагоги придерживаются следующего алгоритма:

1 шаг. Познакомьтесь с примерным содержанием направлений нравственного развития и сформулируйте приоритетные задачи нравственного развития, обучающегося на предстоящий учебный год

- способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

- доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

- умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя

- посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

- умение предвидеть последствия своих действий;

- действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

- контроль своих эмоций и поведения.

- усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

2 шаг. Определите нравственные нормы, которые Вы будете формировать у ребенка в течение учебного года, ориентируясь на предложенных ниже, и/или сформулируйте самостоятельно.

- Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)

- Заботиться о близком человеке, товарище, о младших и старших, помогать им

- Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами

- Делиться игрушками, сладостями и др.

- Помогать друг другу

- Отрицательно относиться к грубости, жадности

- Радоваться своим успехам и успехам других

- Излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.

- Правильно оценивать хорошие и плохие поступки, свои поступки и поступки других людей

- Договариваться, уступать

- Спокойно вести себя в помещении и на улице

- Не перебивать говорящего, ждать, если человек занят

- Быть вежливым: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

- Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды

- Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

- Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.

- Знание правил здорового питания.

- Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная

двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные

-  Заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.

- Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

- Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в

экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Внеурочная деятельность

СанПиН (пост. от 10.07.2015 г.): «Внеурочная деятельность составляет 10 часов в неделю, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область…»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное,

- обще интеллектуальное,

- общекультурное (художественно-эстетическое),

- социальное,

- нравственное.

 

«Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями ребенка – обучение и воспитание на основе специальной индивидуальной программы развития»

СИПР имеет свою структуру (в соответствии с п.2.9.1. ФГОС), отличную от структуры АООП;

разрабатывается на основе содержания АООП, но лишь в доступном для конкретного ребенка объёме, с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей;

- разрабатывается на учебный год экспертной группой, включающей специалистов, работающих с ребенком; привлекаются родители обучающегося;

- утверждается директором ОО на основе решения коллегиального органа (педагогического совета) образовательной организации;

- реализуется во взаимодействии семьи и специалистов в процессе обучения и воспитания ребенка.

Список источников:

  1. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
  3. Письмо Минобрнауки РФ от 15.03. 2018 № ТС – 728/07 «Об организации работы по СИПР»

Учитель-дефектолог ТПМПК «Магистр»
первой квалификационной категории
Кузнецова О.Б