Что такое специальная индивидуальная программа в контексте ФГОС
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по второму варианту адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимальной возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, а также обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах. Программа разрабатывается на одни год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.
В состав экспертной группы входят специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР:
- учителя класса,
- учитель-дефектолог,
- учитель-логопед,
- учитель физкультуры,
- учитель музыки,
- воспитатель / ассистент / тьютор,
- педагог-психолог,
- другие специалисты,
и привлекаются родители (законные представители) обучающегося.
Предметы, которые осваивает обучающийся:
- Речь и альтернативная коммуникация;
- Адаптивная физкультура;
- Музыка и движение;
- Изобразительная деятельность;
- Человек.
У обучающегося формируются основные, базовые учебные действия:
- Формирование учебного поведения.
- Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками.
- Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослым и сверстниками:
- у ребенка формируется спокойное пребывание в новой среде;
- Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
- Принятие контакта, инициированного взрослым;
- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
- Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;
- Планирование учебного дня;
- Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);
- Следование расписанию дня.
Коррекция проблемного поведения:
- агрессия;
- самоагрессия;
- неадекватные крик, смех, плач;
- физическое сопротивление;
- стереотипии;
- невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения.
1 шаг. Познакомьтесь с корректируемыми видами проблемного поведения.
2 шаг. Определите вид (виды) проблемного поведения, которое (которые) Вы будете корректировать у ребенка в течение учебного года
3 шаг. Определите причину проблемного поведения.
4 шаг. Выберите педагогические способы коррекции проблемного поведения.
При разработке СИПР Педагоги придерживаются следующего алгоритма:
1 шаг. Познакомьтесь с примерным содержанием направлений нравственного развития и сформулируйте приоритетные задачи нравственного развития, обучающегося на предстоящий учебный год
- способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
- доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).
- умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя
- посильную ответственность и понимать результаты своих действий;
- умение предвидеть последствия своих действий;
- действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;
- контроль своих эмоций и поведения.
- усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
2 шаг. Определите нравственные нормы, которые Вы будете формировать у ребенка в течение учебного года, ориентируясь на предложенных ниже, и/или сформулируйте самостоятельно.
- Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
- Заботиться о близком человеке, товарище, о младших и старших, помогать им
- Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами
- Делиться игрушками, сладостями и др.
- Помогать друг другу
- Отрицательно относиться к грубости, жадности
- Радоваться своим успехам и успехам других
- Излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.
- Правильно оценивать хорошие и плохие поступки, свои поступки и поступки других людей
- Договариваться, уступать
- Спокойно вести себя в помещении и на улице
- Не перебивать говорящего, ждать, если человек занят
- Быть вежливым: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
- Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды
- Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
- Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.
- Знание правил здорового питания.
- Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные
- Заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.
- Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
- Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в
экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Внеурочная деятельность
СанПиН (пост. от 10.07.2015 г.): «Внеурочная деятельность составляет 10 часов в неделю, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область…»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное,
- обще интеллектуальное,
- общекультурное (художественно-эстетическое),
- социальное,
- нравственное.
«Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями ребенка – обучение и воспитание на основе специальной индивидуальной программы развития»
СИПР имеет свою структуру (в соответствии с п.2.9.1. ФГОС), отличную от структуры АООП;
разрабатывается на основе содержания АООП, но лишь в доступном для конкретного ребенка объёме, с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей;
- разрабатывается на учебный год экспертной группой, включающей специалистов, работающих с ребенком; привлекаются родители обучающегося;
- утверждается директором ОО на основе решения коллегиального органа (педагогического совета) образовательной организации;
- реализуется во взаимодействии семьи и специалистов в процессе обучения и воспитания ребенка.
Список источников:
- Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Письмо Минобрнауки РФ от 15.03. 2018 № ТС – 728/07 «Об организации работы по СИПР»
Учитель-дефектолог ТПМПК «Магистр»
первой квалификационной категории
Кузнецова О.Б