Коррекция эмоционально-волевой сферы
Эмоциональная сфера личности, подобно сфере интеллектуальной, формируется на протяжении всего детства. С эмоциональным развитие ребенка связано формирование его личности, поведения, общения. Ни одно воспитательное воздействие на ребенка не дает желаемого результата, если оно не пробуждает в нем внутренних стимулов к совершенствованию.
Эмоция - относительно кратковременное, средней силы переживание, связанное с восприятием предметов и социальных событий. Психологические исследования утверждают, что вся разнообразная гамма эмоций у человека строится из шести стандартных масок: удивление, страх, злость, отвращение, печаль, радость. С помощью шести упомянутых масок возможно зафиксировать на лице до семисот различных эмоциональных оттенков.
Чувство - устойчивое эмоциональное отношение к различным сторонам окружающей действительности. Чувства разнообразны и многолики. Чувства очень разнообразны. Это и любовь к родителям, и дружеские отношения с другом, уважение к педагогу, презрение к труду. К интеллектуальным чувствам относят: удивление, удовлетворение, восторг. К социально-нравственным относятся: совесть, долг, патриотизм.
Настроение – длительное эмоциональное состояние, сложившееся из суммы различных эмоций и обычно не связанное в сознании людей с определенными объектами или событиями. Настроение влияет на различные стороны психической стороны деятельности. Длительное угнетенное настроение, капризное является сигналом для взрослого. Длительное плохое настроение влияет на формирующийся характер, на обучаемости ребенка и его поведении.
В.А. Сухомлинский упоминал, что ребенок не может жить без смеха. Если не учить смеяться, радостно удивляться, сочувствовать, желать добра. Ребенок вырастает скептически настроенный, смеется злобно, смех его будет насмешкой.
В процессе воспитания необходимо учитывать действие механизмов саморегуляции. Слезы также важны, как и смех. В древности говорили: «Лучше плакать в детстве, чем в старости».
Эмоциональное развитие – это формирование навыков социального взаимодействия, развитие возможностей сопереживать, развитие саморегуляции.
Широкие возможности для коррекции эмоций позволяют игры. Они могут быть манипуляторными, дидактическими, подвижными, сюжетно-ролевыми. Ребенку в игре проще принять «мнимую» ситуацию и принять на себя роль другого. Игра создает условия для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с нарушениями в развитии.
К приему коррекции можно отнести анализ и разыгрывание ситуаций, драматизацию. Рассматривание рисунков, фотографий, иллюстраций, схематических изображений лица, выражающих различные эмоции. Желательно сформировать словарь ребенка словами: насмешливое, хитрое, озорное, печальное, обиженное, испуганное, жалкое выражение глаз. Выражение лица: веселое, сердитое, хорошее, плохое, радостное, печальное, испуганное, спокойное, недовольное. Полезно развивать синонимический ряд из слов и выражений, описывающих различные состояния.
Важно не только называть, но и научить воспроизводить эмоциональные состояния голосом, мимикой, жестами, пантомимой. Все эти игры носят профилактический характер. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка. Произвольное воспроизведение выразительных движений оживляет соответствующие эмоции, возвращает яркие воспоминания о незамеченных ранее переживаний. Осознание собственных ощущений, влияющих на поведение и самочувствие, помогут ответить на следующие вопросы: Какие ты сейчас испытываешь эмоции? Что ты чувствуешь, что подмечаешь в своем теле при радости? Гневе? Страхе? Раздражении? Какие это ощущения? В чем они заключаются? И т.д.
Хорошим помощником при коррекции эмоциональной сферы является арттерапия. Это знакомство с музыкой, живописью и литературой. Искусство помогает детям развиваться и жить. Художественная деятельность оказывает непосредственное влияние на чувства, содействует развитию воображения, без которого невозможно понять другого человека, испытывать к нему сочувствие. Эмоционально насыщенные действия дают выход детской жизнерадостности, фантазии, дает возможность творчески выразить себя.
Список литературы:
- Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. Пособие. – Мн.: Асар, 2003. – 288 с.
- Бютнер К Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991. – 232с.
- Выгодский Л.С. Проблемы дефектологии. – М. Просвещение, 1995. -65 с.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Питер, 1989. – 467с.
Учитель-дефектолог ТПМПК «Магистр»
первой квалификационной категории
Кузнецова О.Б.