Рекомендации для родителей обучающихся 9-11 классов

Советы родителям по профориентации старшеклассников 

Государственная итоговая аттестация как завершающий этап освоения образовательных программ, в том числе и адаптированных, является важным и нередко стрессовым событием в жизни детей и их родителей. С каждым годом увеличивается количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые обращаются на ПМПК для определения специальных условий при проведении ГИА. Но, как показывает наша практика, не каждый родитель может самостоятельно сориентироваться в обширном правовом поле, касающемся условий прохождения ГИА.

Обучающиеся с ОВЗ, инвалиды и дети инвалиды в соответствии с существующим законодательством при организации и проведении ГИА имеют право на:

  • проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;
  • беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлении),
  • увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа, увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут (для ГИА-9); итогового сочинения (изложения) на 1,5 часа – для ГИА-11,
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
  • присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов;
  • использование на ГИА необходимых для выполнения заданий технических средств;
  • оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников ГИА);
  • привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА);
  • оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА);
  • копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА);
  • выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

Как уже говорилось, в соответствии с рекомендациями ПМПК во время экзамена могут присутствовать ассистенты, оказывающие участникам ГИА с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей.

Ассистентом может быть назначен родитель (законный представитель) участника ГИА, штатный сотрудник образовательной организации, в которой он обучается. Ассистентом выпускника прошлых лет может быть назначен прикрепленный к инвалиду социальный работник. Для сопровождения участников ГИА запрещается назначать учителя-предметника по учебному предмету, по которому проводится ГИА в данный день (на экзамены по русскому языку и математике допускаются ассистент сурдопедагог - для глухих участников экзамена, ассистент-тифлопедагог - для слепых участников экзамена).

Организация экзаменов для разных категорий участников ГВЭ с ОВЗ имеет ряд особенностей. ППЭ может быть организован на базе любой образовательной организации. При наличии медицинских показаний – заключения медицинской организации – и рекомендаций ПМПК экзамен может быть организован на дому (ППЭ на дому).

Для каждого участника организуется отдельное рабочее место для подготовки к ответу. Участники ГИА могут взять с собой на отведенное место в аудитории медицинские приборы и препараты, показанные для экстренной помощи при наличии медицинского документа, рекомендаций ПМПК.

Если Вы считаете, что Вашему ребенку необходимы специальные условия для прохождения ГИА, то необходимо обращение на ПМПК. Специалисты ПМПК на основе комплексной диагностики психофизических особенностей развития и возможностей ребенка, предоставленных медицинских заключений и прочих документов определит необходимые условия при проведении ГИА, выдаст заключение о необходимости (или отсутствии необходимости) организации условий при проведении ГИА.

Учитель-дефектолог ТПМПК «Магистр»
Работа М.В.