Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок научился грамотно и красиво писать

Но если для взрослого человека письмо является   высокоавтоматизированным навыком, то для ученика - это сложный процесс, формирующийся сознательно, в процессе обучения.

Письмо состоит из цепочки последовательных действий. Чтобы написать слово, ребенок должен определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука, соотнести выделенный звук с определенным образом буквы, воспроизвести с помощью движений руки букву. Для того, чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Некоторые дети испытывают серьёзные трудности при обучении этим    навыкам.    Дети, зная алфавит, затрудняются сложить из букв слово или допускают ошибки при его написании (пропуск, замена букв, обозначение мягкости согласных, письмо предлогов со словами слитно; раздельное написание слов и т. п.).

Далеко не всегда родители могут объяснить почему их дети допускают ошибки. Многие считают, что это -  невнимательность и, пытаясь исправить ошибки, начинают усиленно заниматься с ребенком письмом под диктовку.  У ребенка возникает негативное отношение к письму. Чтобы избежать этого, необходимо проанализировать ошибки ребенка.

Такие ошибки, как пропуски гласных, перестановки букв, добавления букв, пропуски, добавления, перестановки слогов, слитное написание слов, раздельное написание слов, слитное написание предлогов с другими словами, раздельное написание приставки и корня возникают вследствие затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Замена букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и) наблюдаются из-за нарушения дифференциации, распознавания близких звуков речи. Иногда письмо отражает дефектное произношение. Причина возникновения замен и искажений на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.) — несформированность зрительно-пространственных представлений. Недоразвитие грамматического строя речи на письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении и др.

Если в работах ребенка присутствуют какие-либо из постоянно повторяющихся специфических ошибок, то можно говорить о нарушении письма (дисграфии), которое является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах и усвоении грамматики родного языка на более поздних.

В данном случае необходимо обратиться к школьному учителю-логопеду. Помимо работы логопеда по коррекции дисграфии, родители так же должны проявлять активность в помощи преодоления логопедических ошибок на письме у их детей.

 Что нужно делать родителям?

  • Обращайте внимание на гигиенические правила письма (правильная посадка при письме, правильное удержание ручки, наклонное положение тетради).
  • При выборе канцелярских принадлежностей отдавайте предпочтение ручкам или карандашам с покрытием ребрышками или пупырышками. Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме.
  • Основной задачей в корректировке почерка, будет написание небольших текстов в тетради в клетку, где каждая буква прописывается в отдельной клеточке. Мелкий почерк исправить сложнее, чем крупный и неровный.
  • Если в школе задают писать большие тексты, разбейте его на части и записывайте, проговаривая каждое слово.
  • При списывании необходимо как можно раньше научить ребёнка запоминать слог, а не букву, так как слог - основная единица при чтении и при письме.
  • Каждый день пишите короткие диктанты карандашом, но не исправляйте ошибки, а отмечайте слова, в которых они допущены. Ребенок сможет не зачеркивать, а находить и стирать свои ошибки, написать правильно.
  • Обязательно обучайте ребенка проговаривать слова при написании сначала вслух, затем шепотом, скрытым внутренним голосом. В случае запрещения проговаривания, письмо становится хуже, число ошибок, связанных с пропущенными буквами, увеличивается. При проговаривании слова по слогам у ученика включаются в работу визуальный и аудиальный каналы восприятия.
  • Используйте поверхности в доме для размещения на них плакатов и табличек, которые помогут ребенку запомнить правильное написание слов.
  • Хвалите ребёнка за каждый достигнутый успех.
  • Оценивайте работу ребенка, а не его самого.

Что делать не нужно?

  • Не заставляйте ребёнка читать большиетексты, писать с ним большие диктанты.
  • Не стремитесь увеличивать скорость чтения.
  • Не заставляйте переписывать много раз домашние задания, это не только увеличит количество ошибок, но и поселит в ребенке неуверенность.
  • Исключите  задания типа «Исправь ошибку». Учите не делать ошибок, а не предлагайте их исправлять.
  • Если Вы решили научить ребёнка писать без ошибок, то пока не обращайте внимание на некрасивый почерк. Не пытайтесь устранить все ошибки одновременно.
  • Не раздражайтесь, не ругайте и тем более, не наказывайте ребёнка, если он ошибается.
  • Не  хвалите без причины.

Нельзя забывать, что ребёнок должен слышать только грамотную речь в семье, видеть у родителей в руках книги, чувствовать Вашу любовь и заботу. Ребенку нужна помощь, и если он под Вашим руководством будет настойчиво заниматься, то вполне сможет овладеть чтением и письмом. Успехов!

Учитель-логопед ТПМПК
И.В. Лавреха