В рамках деятельности муниципального методического объединения педагогов психологов дошкольных образовательных организаций города Новосибирска 23.01.2025 г. с 14.00 до 16.00 ч. на базе МБДОУ ЦРР-д/с № 501 (ул. Бориса Богаткова, 194/9) состоялся семинар-практикум «Механизмы и психолого-педагогические условия формирования предпосылок читательской грамотности у дошкольников» для педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций города Новосибирска.
Семинар-практикум стартовал с приветственного слова к участникам модераторов - Анны Владимировны Игольниковой, педагога-психолога МБДОУ ЦРР-д/с № 501, руководителя ММО педагогов-психологов ДОО, и Дмитрия Александровича Яковенко, педагога-психолога отдела практической психологии МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», куратора ММО педагогов-психологов ДОО.
Основную часть семинара открыло выступление по теме «Проблема формирования предпосылок читательской грамотности у дошкольников в контексте деятельности педагога-психолога» Татьяны Дмитриевны Яковенко, руководителя сектора научно-методического сопровождения МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», доцента НГПУ, Почетного работника воспитания и просвещения РФ. В своем выступлении Татьяна Дмитриевна раскрыла понятие читательской грамотности, как составной части функциональной грамотности, познакомила слушателей с результатами современных исследований уровня сформированности читательской грамотности у детей и подростков нашей страны, обозначила важность приобщения детей к миру книги как со стороны родителей, так и со стороны педагогов детских садов; ссылаясь на научные исследования и собственный опыт, показала, какое огромное влияние оказывает детская литература на духовно-нравственное, социально-коммуникативное и речевое развитие ребенка, развитие его психических процессов и познавательных интересов. Особый акцент Татьяна Дмитриевна сделала на роли педагога-педагога в формировании предпосылок читательской грамотности у дошкольников, а также предложила различные формы и варианты взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОО, родителями и детьми по реализации задач по данному направлению деятельности.
Комплексная система работы МАДОУ д/с 369 по формированию предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста была представлена в выступлении Натальи Дмитриевны Долговой, педагога-психолога данного детского сада, руководителя РМО Ленинского района, и Евгении Владимировны Лебедьковой, воспитателя этого же учреждения. Спикеры представили свой опыт работы по данному направлению, поделившись с участниками как успешными практиками, методами и форматами событий и деятельности, так и теми, от которых в процессе деятельности пришлось отказаться.
Завершило семинар-практикум выступление Анны Владимировны Игольниковой по теме «Приёмы формирования предпосылок читательской грамотности в работе педагога-психолога ДОУ», в котором руководитель ММО педагогов-психологов ДОО обозначила цели и задачи данной деятельности в контексте требований ФГОС и ФОП ДОО, представила конкретные технологии, методы и приемы формирования предпосылок читательской грамотности у детей разных возрастных групп, а также указала источники, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста для решения задач социально-коммуникативного, речевого, эмоционально-личностного, познавательного развития дошкольников в контексте формирования предпосылок читательской грамотности на уровне дошкольного образования.
При подведении итогов семинара-практикума участниками были отмечены высокий уровень подготовки спикеров и практическая ценность содержания всех выступлений.