25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы» (в рамках реализации муниципального проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска»).

Организаторы конференции - департамент образования мэрии города Новосибирска и городской центр образования и здоровья «Магистр».

В ходе конференции были освящены актуальные вопросы  стратегии развития инклюзивного образования в муниципальной системе образования города Новосибирска,  психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, а также были представлены эффективные практики образовательной и социальной инклюзии.

25 апреля 2022 г. на базе ДТД УМ «Юниор» состоялось пленарное заседание. Пространство конференции объединило представителей научной общественности, преподавателей, руководителей и педагогических работников образовательных организаций и учреждений дополнительного образования. Темами  пленарного заседания были: развитие инклюзивного образования в Новосибирской области и в городе Новосибирске, обеспечение кадров и подготовки педагогических работников, осуществляющих   организацию обучения и воспитания детей с ОВЗ.

С подробным докладом о развитии инклюзивного образования в Новосибирской области и расширению возможностей региона в его осуществлении выступила Татьяна Леонидовна Чепель, кандидат психологических наук, профессор, научный руководитель ГБУ НСО «ОЦДК», Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Лауреат государственной премии Новосибирской области.

Нина Александровна Склянова, директор МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», доктор медицинских наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, Отличник здравоохранения РФ, в выступлении обобщила многолетний муниципальный опыт развития инклюзивного образования в городе Новосибирске.

Cпециалисты отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» в сотрудничестве со специалистами департамента образования, при поддержке Совета депутатов, разработали муниципальный инновационный проект «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска». Реализация данного проекта в образовательных организациях муниципальной системы образования г. Новосибирска способствует повышению качества организации психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзии и в целом доступности качественного образования в условиях инклюзии, формированию профессиональной и психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, распространению лучших практик инклюзивного образования, развитию новых технологий сопровождения социокультурных инклюзивных практик, внедрению новых педагогических и управленческих технологий.  О ходе реализации проекта и об итогах работы за период 2020-2022 гг. рассказала Екатерина Петровна Фур, заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр».

 

26-27 апреля 2022г была организована работа секций на базе ДТД УМ «Юниор», МАОУ Лицей № 22 «НАДЕЖДА СИБИРИ».

 

В секции №1 «Управленческие аспекты организации инклюзивного образования в муниципальной системе образования города Новосибирска» приняло участие более 200 руководителей, заместителей директоров общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования.

Успешность инклюзивной практики определяется множеством факторов, среди которых особо значимым является профессионально-личностная позиция руководителя образовательной организации. В работе секции были подробно рассмотрены управленческие аспекты организации инклюзивного образования, варианты получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, особенности управления образовательным процессом, вариативные модели инклюзии.

Спикерами секции стали представители высшей научной школы, руководители образовательных организаций.

Анна Юрьевна Горбунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, акцентировала внимание присутствующих на возможности  осуществления  разных  вариантов организации обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях в современных условиях на разных уровнях образования.

Нина Александровна Склянова, директор МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», доктор медицинский наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, Отличник здравоохранения РФ, представила многолетний опыт работы центра образования и здоровья «Магистр» по развитию инклюзивного образования в муниципальной системе образования.

Более десяти лет центр способствовал развитию инклюзивных и социокульных практик в образовательном и культурном педагогическом сообществе города. Специалистами центра «Магистр» ежегодно проводилась системная работа по научно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования. С 1997 г. успешно функционирует ТПМПК, которая позволяет своевременному выявлению детей с ОВЗ и подготовки рекомендаций по созданию специальных образовательных условий.

Далее на секции был представлен практический опыт  реализации образования для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования.

Светлана Анатольевна Денисова, директор МБОУ «Гимназия № 13 им.  Э.А. Быкова», представила эффективную управленческую модель  организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в гимназии.

Татьяна Геннадьевна Малюшина, педагог-психолог ДДТ им. В. Дубинина, особо подчеркнула потенциальные возможности и особенности социализации детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования. Современное дополнительное образование выступает ресурсом социокультурного развития личности детей с ОВЗ.

Юлия Викторовна Шугаева, педагог-психолог ТПМПК г. Новосибирска центра «Магистр», представила обзор самых частых вопросов от родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и педагогов образовательных организаций, непосредственно осуществляющих образовательную деятельность, по поводу организации образования обучающихся с ОВЗ.

 

Секция №2 была посвящена актуальным вопросам научно-методического и психолого-педагогического сопровождения инклюзивных практик и современным тенденциям развития инклюзивного образования в муниципальной системе дошкольного образования.

В Новосибирске более 10 лет развивается инклюзивное дошкольное образование. Представители дошкольных образовательных организаций, имеющие системный и интересный опыт  организации ППС и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ, поделились им в ходе работы секции.

Татьяна Дмитриевна Яковенко, руководитель сектора научно-методического сопровождения МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», доцент кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН ФГБОУ ВО «НГПУ», Почетный работник образования и просвещения РФ, проанализировала  имеющийся опыт в практике муниципального инклюзивного дошкольного образования, выделила современные тенденции его развития.

Елена Валентиновна Гичкина, заведующий МКДОУ д/с № 97 «Сказка», в докладе представила необходимости и роли управленческой позиции и компетенций руководителя дошкольной образовательной организации в создании специальных образовательных условий для детей с ОВЗ. Дошкольная образовательная организация, руководимая ею, долго и успешно реализует инклюзивную практику.

Ольга Ивановна Хорева, педагог-психолог МКДОУ д/с № 406 «Аленка», подробно рассказала о реализуемых моделях инклюзии  в дошкольной организации. ДОУ д/с № 406 имеет многолетний практический опыт включения детей с ОВЗ в образовательное пространство. Точечную, частичную и полную  инклюзию в саду обеспечивает организация оптимальных условий обучения и воспитания для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.

Специалисты МКДОУ д/с № 364: Ирина Анатольевна Субботина, педагог-психолог; Светлана Анатольевна Сивкова, учитель-дефектолог; Ольга Александровна Тайгунова, учитель-логопед, представили систему ППС образования дошкольников с ОВЗ в своей организации и подробно остановились на  реализации нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе команды специалистов.

 

 Секция  № 3 была посвящена актуальным вопросам научно-методического и психолого-педагогического сопровождения инклюзивных практик и современным тенденциям развития инклюзивного образования в муниципальной системе общего образования.

О разработке адаптированной основной образовательной программы как одном  из основных специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп  говорилось в выступлении   Марины Викторовны Работа, учителя-дефектолога ТПМПК города Новосибирска МКУ ДПО «ГЦОи З «Магистр». Умение проектировать АОП является основной компетенцией педагога инклюзивного образования.

Татьяна Евгеньевна Бреус, педагог-психолог МБОУ СОШ № 82, познакомила участников секции с методами и технологиями адаптации учебного материала для обучающихся с ЗПР. При адаптации учебного материала педагог должен учитывать особенности в развитии обучающегося с ЗПР, его индивидуальные возможности, уметь прогнозировать результаты обучения, выбирать наиболее эффективные формы работы.

Нина Анатольевна Чертовских, директор, учитель начальных классов, учитель-логопед МКОУ С(К)ШИ № 116, представила технологии сопровождения обучающихся с ТНР. «Логопедизация» коррекционно-развивающего пространства позволяет обучающимся с ТНР успешно осваивать адаптированные общеобразовательные программы.

Татьяна Валентиновна Дударева, учитель-логопед МКОУ С(К)НШ № 60, рассказала о  технологии сопровождения обучающихся с НОДА. Особенность коррекционной школы состоит в том, что сама организация образовательного пространства создает такую модель обучения детей с НОДА, в процессе которой у каждого обучающегося формируются механизмы компенсации имеющихся дефицитов развития.

 

Секция № 4 была посвящена созданию и организации специальных образовательных условий для обучающихся с РАС.  Спикеры секции -специалисты сопровождения детей и подростков с РАС, специалисты в области прикладного анализа поведения.

Дарья Константиновна Гладилина, учитель-дефектолог отдела ранней помощи МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», рассказала об эффективности технологий, применяемых в работе с детьми раннего возраста с РАС в рамках  осуществляемой отделом ранней помощи центра «Магистр» программы «Ранняя пташка».  Она предоставила полный обзор программы с фрагментами видеозаписей. Основная идея программы «Ранняя пташка» заключается в помощи детям через обучение родителей̆.

Наталья Алексеевна Балева, учредитель АНО «Горизонт», организатор ресурсной группы в МКОУ С(К)НШ № 60  и ресурсных классов в МБОУ СОШ № 77 и МАОУ СОШ № 218, специалист в области прикладного анализа поведения, рассказала об инклюзивной модели образования для детей с РАС – «Ресурсная группа». На сегодняшний день РГ в МКОУ С(К)НШ № 60  является единственной в городе. Наталья Алексеевна поделилась опытом организации такой формы образования дошкольников с РАС. Ресурсные группы и классы создаются на базе образовательных организаций, им присваивается статус инновационных площадок по созданию специальных образовательных условий для получения дошкольного образования детей с РАС. Работа ресурсных групп строится на основе применения метода  прикладного  анализа поведения.

Ольга Андреевна Мухортова, специалист в области прикладного анализа поведения, куратор  ресурсной группы МКОУ С(К)НШ № 60, рассказала о возможностях  коррекции нежелательного поведения у обучающихся с РАС с помощью метода прикладного анализа поведения.

Елена Ивановна Субботина, педагог – психолог отдела ППС инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», представила модель социокультурной практики «Организация посещения спектаклей детьми и подростками с РАС совместно с театром «Глобус». Реализация этой модели позволила 20 дошкольникам с РАС и 17 подросткам получить возможность подготовиться к посещению спектаклей, а театру – быть готовым принять «особенных» зрителей. Подробно об этапах подготовки социокультурных практик Елена Ивановна рассказала в своем выступлении.

Елена Николаевна Полухина, и.о. заведующего, педагог-психолог МАДОУ д/с № 439 Октябрьского района,  принимала участие в организации социокультурной практики «Организация посещения спектаклей дошкольниками  с РАС совместно с театром «Глобус». Она рассказала о подготовке, впечатлениях маленьких зрителей с РАС и о новых направлениях коррекционной  деятельности, появившихся в ДОУ в процессе подготовки и проведения данного мероприятия.

 

Секция № 5

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.  Для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования и межведомственных структур, родителей, сверстников, а также -  позитивный настрой самих «особых» детей.

Этим вопросам и была посвящена работа секции. В ней приняли участие представители различных межведомственных организаций города.

Татьяна Геннадьевна Малюшина, педагог-психолог ДДТ им. В. Дубинина, особо подчеркнула потенциальные возможности и особенности социализации детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования. Современное дополнительное образование выступает ресурсом социокультурного развития личности детей с ОВЗ.

Валентина Сергеевна Зеленина, руководитель проектов Новосибирской межрегиональной общественной организации инвалидов «Ассоциация «ИНТЕГРАЦИЯ» ОООИ-РСИ, рассказала о миссии общественной организации в сопровождении людей с ОВЗ и инвалидностью, интеграцию их в общество, оказание им и их родственникам разных видов помощи (социальной, педагогической психологической, материальной, правовой и др.).

Ее коллеги Вероника Александровна Ядренцева, учитель-дефектолог и Елена Викторонва Мокроусова, руководитель проектов Новосибирской межрегиональной общественной организации инвалидов «Ассоциация «ИНТЕГРАЦИЯ» ОООИ-РСИ  подробно представили проекты организации по сопровождению людей с ОВЗ и инвалидностью разного возраста и разных нозологий. Проекты очень многогранны и разнообразны, направлены на создание инвалидам условий, обеспечивающих равные с другими гражданами возможности участия во всех сферах жизни общества; формирование системы профессиональной ориентации, социокультурную и трудовую реабилитацию; помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, через организацию сопровождаемого проживания, обучение необходимым социально-бытовым жизненным навыкам.

Дмитрий Владимирович Седов, директор ГАУ НСО «Центр адаптивной физической культуры и спорта Новосибирской области», очень эмоционально рассказал участникам об особой роли спорта в формировании личности людей с ОВЗ и инвалидностью. Дмитрий Владимирович выразил готовность делиться своим успешным опытом и пригласил всех участников  в свой центр.  С огромным воодушевлением участники секции приняли представленный к просмотру видеоролик о победах и достижениях детей, подростков и взрослых с особыми образовательными потребностями на спортивных состязаниях.

Анна Викторовна Зиновьева своим выступлением завершила работу секции и конференции.

Театральная школа «Инклюзион» открылась в Новосибирске в 2017 году как проект, направленный на социализацию и реабилитацию инвалидов, а также на привлечение внимания общества к теме интеграции людей с особенностями в общественную жизнь. Ученики инклюзивной студии — люди с самыми разными возможностями, в том числе с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и ментальными особенностями. Куратором школы с момента основания выступает Анна Зиновьева — актриса и режиссер,  педагог по актерскому мастерству.

Анна Викторовна рассказала о истории возникновения театра, о достижениях, о дальнейших планах.  И, конечно, пригласила всех участников конференции стать зрителями этого замечательного театра. Никого не оставил равнодушным показанный фильм об «Инклюзионе»  с фрагментами спектаклей и трогательными интервью студийцев – замечательных ребят с ОВЗ, с любовью и гордостью говорящих о театре и о своих успехах.

Конференция вызвала большой интерес участников. Руководители, заместители руководителей, педагоги и специалисты благодарили организаторов и спикеров.

По итогам конференции будет составлена резолюция, включающая предложения по решению актуальных проблем инклюзивного образования в городе Новосибирске. По материалам конференции будет опубликован сборник методических материалов.

В работе секций приняло участие – 605 педагогов.

Все новости и материалы о реализации муниципального проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» размещены на официальном сайте МКУ ДПО «ГЦОиЗ«Магистр»: www.magistr54.ru (во вкладке_ Портал инклюзивного образования).

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

25-27 апреля 2022 года состоялась IV Городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование в муниципальной системе образования г. Новосибирска: проблемы, технологии, ресурсы»

Posted in Новости.