28.11.2023 г. состоялся очередной мастер-класс для педагогов городских базовых площадок, внедряющих с 01.09.2022 г. программу «Создание психологически безопасной образовательной среды в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования» в рамках муниципального проекта «Комплексная модель профилактики кризисных ситуаций в муниципальной системе образования города Новосибирска».
Подготовили и провели мастер-класс по теме «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста» педагоги МАДОУ д/с № 411. Участниками мероприятия стали 32 педагога, представляющих 9 базовых площадок.
Мастер-класс, подготовленный педагогами МАДОУ д/с № 411, был посвящен чрезвычайно актуальной проблеме развития межличностных отношений у старших дошкольников через создание условий для развития у детей диалогического общения, эмпатии, социального интеллекта, активности, креативности, самостоятельности, произвольной регуляции поведения в разных видах совместной деятельности.
Встречу открыли Татьяна Дмитриевна Яковенко, руководитель научно-методического сектора МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», доцент НГПУ, Почетный работник воспитания и просвещения РФ, куратор Программы от центра «Магистр», осуществляющего её организационно-методическое сопровождение, и Регина Александровна Панихидина, заведующий МАДОУ д/с № 411, опытный руководитель, пользующийся авторитетом в муниципальной системе образования города.
Основная часть мастер-класса состояла из 2 частей.
В первой части старший воспитатель Татьяна Алексеевна Долберт и педагог-психолог Екатерина Николаевна Борисова представили опыт работы МАДОУ д/с № 411 по формированию межличностных отношений детей дошкольного возраста через реализацию проектов в ДОУ и по развитию значимых компонентов жизнеспособности старших дошкольников в рамках реализации программы, нацеленной на создание психологически безопасной образовательной среды. Данные мониторинга, проведенного в октябре 2023 г., позволяют увидеть выраженную положительную динамику (в сравнении с данными мониторинга, проведенного год назад) в развитии у детей компонентов жизнеспособности (субъектности), в освоении конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций. Целенаправленная системная работа воспитателей по реализации Программы, эффективная коррекционная помощь детям с проблемными формами отношений со сверстниками со стороны специалистов сопровождения, педагогов дополнительного образования, активное включение родителей в образовательный процесс, продуманная организация предметно-пространственной среды, умение руководителя обеспечить командный подход в реализации инновационных идей и технологий позволили педагогическому коллективу МАДОУ д/с № 411 добиться существенных успехов в создании благоприятного психологического микроклимата в группах, в развитии конструктивных отношений между детьми старшего дошкольного возраста. Отрадно отметить, что в подготовительных группах, участвующих в инновационной деятельности второй год, нет отверженных. Большинство ребят относятся к категории принимаемых в общении. Небольшую группу изолированных составляют дети, плохо посещающие детский сад по той или иной причине.
Вторую часть семинара составила деятельность в следующих фокус-центрах:
- «Формирование навыков межличностного общения через занятия робототехникой». Данную деятельность представила Михасева Анастасия Викторовна, воспитатель высшей кв. категории.
- «Сплочение детского коллектива посредством создания мультипликационных фильмов». Работу мультипликационной студии в данном аспекте представила руководитель студии Ирина Сергеевна Терехова.
- «3 Д моделирование как способ приобщения детей к совместному творчеству». О своей системе работы по направлению рассказала Анна Витальевна Борисенко, педагог дополнительного образования.
- «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы студии «Юный журналист». Деятельность студии представила Сазонова Анна Сергеевна, воспитатель высшей кв. категории.
- «Межличностное общение взрослого и ребенка через вербальное и невербальное общение».
- Элементы коррекционно-развивающих занятий представили Марина Александровна Беркутова, учитель-дефектолог, и Ирина Леонидовна Галицкая, учитель-логопед.
- «Создание детского коллектива. Обучение взаимодействию со сверстниками посредством современных музыкальных технологий». Элементы музыкального занятия по данному направлению продемонстрировала для участников Мария Алексеевна Крупникова, музыкальный руководитель первой кв. категории.
Коллеги смогли не только обеспечить благоприятный психологический климат, но и увлечь коллег играми и упражнениями, которые можно использовать в работе со старшими дошкольниками для развития коммуникативных умений, произвольности психических познавательных процессов и поведения, способности согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению, понимать эмоциональные состояния сверстников и выражать свои эмоции социально приемлемыми вербальными и невербальными способами.
В процессе обсуждения мастер-класса участники отметили, во-первых, высокий теоретический и практический уровень данного мероприятия; во-вторых, теплую атмосферу, созданную администрацией и педагогами детского сада. Педагоги выразили слова огромной благодарности руководителю и всему педагогическому коллективу детского сада № 411 за качественную подготовку всех выступлений и педагогических локаций.
Встреча завершилась чаепитием и обсуждением увиденного в неформальной обстановке.