В целях повышения профессиональной компетентности и содействия профессиональной адаптации начинающих педагогов-психологов 28 сентября 2023 года специалистами МБУ ДПО «Городской центр образования и здоровья «Магистр» в рамках деятельности муниципального методического объединения педагогов-психологов ОО был организован семинар-практикум «Ценностно-смысловые и нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога ОО на современном этапе в рамках проекта «Школа молодого педагога-психолога».
Семинар открыл куратор проекта Дмитрий Александрович Яковенко, педагог-психолог отдела практической психологии МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр». Дмитрий Александрович обозначил возможности центра «Магистр», которые могут использовать педагоги-психологи города для повышения своих профессиональных компетенций, представил проект «Школы молодого педагога-психолога» и перечень вопросов, которые будут обсуждаться на семинарах-практикумах в 2023-2024 уч. г., а затем передал слово Луцкой Марии Евгеньевне, руководителю психологической службы АНОО школы «Аврора», магистру психологии, педагогу-психологу высшей квалификационной категории. Мария Евгеньевна пригласила молодых коллег вместе поразмышлять о ценностно-смысловых основах деятельности педагога-психолога в школе. Сравнив школьный путь «с марафоном», в котором каждый ребенок принимает участие, Мария Евгеньевна показала, что при этом у каждого участника «марафона» свои сильные и слабые стороны, личностные особенности, у каждого своя социальная ситуация развития. При этом задача всех и каждого – достичь «финишной черты» и при этом постараться не только не потерять мотивацию учиться, общаться со сверстниками и учителями, а по возможности научиться учиться, развить собственные сильные стороны, приобрести важнейшие психологические навыки, связанные со стрессоустойчивостью. Мария Евгеньевна в интерактивном диалоге с участниками размышляла о задачах работы педагога-психолога в школе, вызовах ХХI века, о том, как важно видеть в каждом ребенке неповторимую личность, индивидуальность, и о том, как важно педагогу-психологу не утратить главные смыслы своей профессиональной деятельности в процессе психолого-педагогического сопровождения. Во второй части своего выступления Мария Евгеньевна представила молодым коллегам свой опыт проведения интерактивных занятий с подростками по результатам проведения СПТ. Слушатели получили возможность непосредственно поучаствовать в коммуникативной интерактивной игре, направленной на осознание участниками собственных жизненных и коммуникативных стратегий. Предложенная М.Е. Луцкой технология работы с обучающимися по результатам СПТ ценна тем, что мотивирует обучающихся участвовать в социально-психологическом тестировании, способствует развитию субъектности подростков, «отвечает» задачам саморазвития в подростковом возрасте и является инструментом сплочения классного коллектива. Занятие вызвало яркие эмоции и профессиональный интерес у молодых коллег. Подводя итог, Мария Евгеньевна предложила участникам создать «облако смыслов», ответив на вопрос: «Идеальный педагог-психолог в школе – это…». Ответы участников свидетельствуют о том, что они «удерживают» в своем сознании смыслы профессиональной деятельности школьного психолога, что является важнейшим условием ее эффективности, одним из условий профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Семинар продолжила Ирина Викторовна Сабенина, педагог-психолог отдела практической психологии МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр». Она обсудила с участниками вопросы нормативно-правового обеспечения деятельности педагога-психолога ОО; особое внимание уделила вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями междисциплинарной командой специалистов психолого-педагогического консилиума, в состав которого обязательно должны входить педагоги-психологи (независимо от стажа работы).
Семинар продолжило выступление Ксении Вячеславовны Карабановой, педагога-психолога отдела практической психологии МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», которая раскрыла вопросы планирования и организации деятельности педагога-психолога, рассмотрела примеры ведения специалистом рабочей документации, а также обратила внимание на способы преодоления типичных трудностей начинающего педагога-психолога.
Семинар-практикум прошел в дружественной рабочей атмосфере. Молодые специалисты смогли поделиться своими чувствами, обозначить трудности в работе, задать спикерам интересующие их вопросы, а также пообщаться с коллегами в неформальной обстановке.