«Педагог-психолог года»
«Девятнадцатый век был веком биологии,
двадцатый – веком физики,
двадцать первый – век психологии»
Аркадий Петрович Егидес
Конкурс – это соревнование, испытание, своеобразный тест-проба на профессионально-личностную зрелость и мастерство специалиста. Конкурс «Педагог-психолог года» это событие, несущее в себе глубокий психологический смысл, а не формально-официальное мероприятие.
В городе Новосибирске конкурс «Педагог-психолог года» проводится с 2009 года, с периодичностью один раз в два года. Учредителем Конкурса является департамент образования мэрии г. Новосибирска, организатором – МКУ ДПО «Городской центр образования и здоровья «Магистр». Конкурс проводится в целях развития службы практической психологии отрасли образования, наиболее полной реализации творческого потенциала педагогов-психологов, пропаганды психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности.
Конкурс – это не только социально значимый феномен, но и мощная форма доступа к внутренним ресурсам личности, прекрасная возможность для их исследования, интеграции и отличный шанс для обретения личностью целостности и гармонии.
Образовательная среда находится в процессе постоянного развития. Динамика современной жизни неизбежно отражается на практической деятельности педагогов-психологов сферы образования, в след за этим меняется содержание и структура конкурсных испытаний.
Традиционным, классическим конкурсным испытанием является «Визитная карточка» педагога-психолога, представляющая педагога-психолога, рассказывающая об опыте реализации психолого-педагогической практики, инновационной технологии оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, осуществляемых в рамках профессиональной деятельности конкурсанта в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н (далее – Профстандарт). Участники сами определяют жанр и стиль своей визитки.
Конкурсное испытание «Блиц-интервью» проводится в форме экспресс-интервью по актуальным вопросам психологии образования («вопрос-ответ»). Тематические направления конкурсного задания определяются Организатором в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и спецификой деятельности педагога-психолога на разных уровнях образования. «Блиц-интервью» включает творческое мышление, облегчающее целостное понимание профессиональной задачи и помогает конкурсанту находить альтернативные возможности и новые, может быть, лучшие решения профессиональных вопросов.
Конкурс профессионального мастерства — это отличная возможность погрузиться в многообразие психолого-педагогических техник и методов работы с участниками образовательных отношений. С 2013 года неотъемлемым конкурсным испытанием является «Открытое занятие», тематика которого определяется конкурсантом самостоятельно. Постепенно, для более лаконичного представления профессиональной деятельности «Открытое занятие» было заменено на «Мастер-класс». Важным для педагога-психолога, профессионала своего дела, является интеграция техники в свою деятельность, показывающая умение принять опыт и, «переработав» его, использовать в своей практике. Поэтому вместо «Мастер-класса» с 2021 года проходит конкурсное испытание «Защита профессиональной практики», демонстрирующее апробированное в своей практике групповое занятие в рамках коррекционно-развивающей, просветительской, профилактической программы или образовательного (социально-психологического) проекта.
Одно из наиболее ярких конкурсных испытаний – «Профессиональный кейс». Участник Конкурса должен решить профессиональный кейс и презентовать его без использования мультимедийных средств. Решение профессионального кейса на определенной аудитории должно быть представлено в форме открытого мероприятия, иллюстрирующего психолого-педагогическую проблему, и демонстрирующего анализ и оценку проблемной психолого-педагогической ситуации, а также решение проблемы и принятие решения. Тематические направления конкурсного задания определяются Оргкомитетом в соответствии с критериями Профстандарта. «Профессиональный кейс» осуществляется в формате психолого-педагогического консультирования.
Качественную сторону конкурса помогают увидеть и почувствовать члены жюри, являющиеся экспертами-посредниками между условиями конкурса и его участниками. Их задача заключается в том, чтобы дать максимально адекватные и объективные оценки профессиональной деятельности конкурсантов с учётом критериев экспертизы по конкурсным турам (испытаниям) в результате обсуждения и принятия решения.
Таким образом, профессиональный конкурс «Педагог-психолог года» позволяет:
- создать условия для самореализации, профессионального самосовершенствования педагогов-психологов, развития их творческих способностей и активной профессиональной позиции;
- выявить специалистов высокого профессионального уровня в образовательных организациях города;
- создать меры поддержки и поощрения талантливых педагогов-психологов;
- создать условия для обобщения и распространения инновационного опыта по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса.
Конкурс – это история успеха, которая позволяет увидеть продукт своей деятельности и показать успешные варианты решения актуальных задач.