Муниципальный проект «Комплексная модель профилактики кризисных ситуаций в муниципальной системе образования г. Новосибирска»

Комплексная модель профилактики кризисных ситуаций

 

 

В соответствии с приказом заместителя мэра города Новосибирска №0005-од от 24.03.2020 г. «О создании и организации работы проектной группы по разработке и внедрению комплексной модели профилактики кризисных ситуаций в муниципальной системе образования города Новосибирска» межведомственной командой ведущих специалистов в области образования, здравоохранения Новосибирской области, представителей департамента образования мэрии города Новосибирска разработана «Комплексная модель профилактики кризисных ситуаций в муниципальной системе образования города Новосибирска», необходимость которой обусловлена увеличением количества кризисных ситуаций в муниципальной системе образования г. Новосибирска. Модель была рассмотрена и утверждена на заседании научно-методического совета департамента образования мэрии города Новосибирска 23.06.2020 года. Целью Комплексной модели является снижение количества кризисных ситуаций в образовательной среде через создание и реализацию многоуровневой системы профилактики в муниципальной системе образования города Новосибирска.

Комплексная модель профилактики кризисных ситуаций

«Комплексная модель профилактики кризисных ситуаций в муниципальной системе образования города Новосибирска» включает в себя:
муниципальную программу «Развитие жизнеспособности обучающихся в общеобразовательных организациях г. Новосибирска»;
комплекс мер по психолого-медико-педагогической помощи субъектам образовательных отношений в посткризисный период в условиях общеобразовательных организаций;
проект обеспечения доступности антикризисной помощи детям, подросткам и их семьям через открытие отдела кризисной психологии МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» в каждом районе города.
При разработке модели был проведен сопоставительный анализ результатов социально-психологического тестирования (СПТ) за несколько лет, осмыслен опыт профилактической работы в муниципальной системе образования, сложившийся за последние 25 лет под научным руководством Цезаря Петровича Короленко, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондента СО РАН высшей школы, члена секции транскультуральной психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации ВОЗ, действительного члена Нью-Йоркской академии наук, почётного профессора Новосибирского государственного медицинского университета и его последователей и учеников. Кроме того, была проанализирована современная социопедагогическая ситуация. С учетом имеющихся в муниципальной системе достижений (в частности, в области профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними, просвещения родителей, повышения профессиональной компетентности педагогов), а также с учетом   новых вызовов времени и была разработана данная модель, представляющая собой комплекс мер по первичной, вторичной и третичной профилактике кризисных ситуаций и девиантного поведения обучающихся в системе образования г. Новосибирска.

В 2020/2021 учебном году Проект реализовывался в пилотном режиме, в нём принимали участие 15 общеобразовательных организаций, с 2021/2022 учебного года началось его постепенное масштабирование до 31 общеобразовательной организации. В 2022-2023 учебном году в Модель были включены 52 общеобразовательные организации и 9 дошкольных образовательных организаций. В рамках реализации муниципальной программы «Развитие жизнеспособности обучающихся в общеобразовательных организациях города Новосибирска» третий год осуществлялись разработка и внедрение технологий по развитию жизнеспособности несовершеннолетних. Элективные курсы, практикумы, значимые общешкольные дела, классные часы по данному направлению, формы просветительской деятельности с педагогами и родителями интегрировались в воспитательную деятельность образовательной организации.

Эффективность внедрения программы «Развитие жизнеспособности обучающихся» отслеживалась посредством специально разработанной системы диагностики.

Сравнивая данные первичной и повторной диагностики, выявили тенденцию к увеличению числа обучающихся, имеющих высокий уровень развития компонентов жизнеспособности.

Вторая составляющая Модели – «Комплекс мер по психолого-медико-педагогической помощи субъектам образовательных отношений в посткризисный период в условиях общеобразовательных организаций». Он направлен на предупреждение суицидального поведения в образовательной среде через организацию межведомственного взаимодействия.

Основной целью каждой базовой школы являлось обеспечение системного, комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса, направленного на профилактику кризисных ситуаций (первичная профилактика), организацию индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы повышенного внимания при контроле ППк ОО и межведомственном взаимодействии с МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» и ГБУЗ НСО «НОДКПНД» (вторичная профилактика), оказание экстренной помощи всем субъектам образовательных отношений для снижения остроты психотравмирующей ситуации в ОО с участием специалистов психоневрологического диспансера и центра «Магистр» (третичная профилактика).

Каждый год отмечается снижение количества детей с высоким риском суицидального поведения: если в первый год реализации проекта высокий риск был выявлен у 54 обучающихся, то во второй год из этих 54 детей высокий риск сохранился у 14 обучающихся, а в прошлом учебном году – только у 3-х обучающихся.

Одной из задач Комплексной модели профилактики кризисных ситуаций являлось обеспечение доступной психологической помощи семье и детям. Для решения этой задачи в августе 2022 года был открыт филиал отдела кризисной психологии центра «Магистр» по адресу Народная, 63.

В августе 2023 года открыт филиал в Ленинском районе (ул. Титова, 44), что сделало более доступным психологическую помощь жителям левобережья. Отдел кризисной психологии тесно взаимодействует с ТПМПК, что позволяет эффективно осуществлять сопровождение обучающихся, находящихся в кризисном состоянии. С целью полноты и качества психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся в кризисной ситуации, в 2021 году сформирована профильная комиссия в состав которой входят специалисты ТПМПК и отдела кризисной психологии.

Условия, способствующие реализации задач Проекта в течение трех лет:

  1. Осуществление специалистами городского центра образования и здоровья «Магистр» научно-методического, практико-ориентированного сопровождения деятельности ОО.
  2. Проведение курсов повышения квалификации для классных руководителей ОО, направленных на повышение их психолого-педагогической и методической компетентности в вопросах проектирования и организации интерактивных занятий по развитию жизнеспособности обучающихся.
  3. Проведение практико-ориентированных семинаров по обмену опытом в области профилактики кризисных ситуаций среди обучающихся.
  4. Внесение дополнений в программу воспитательной работы в ОО. Программа развития жизнеспособности обучающихся включена в программу воспитательной работы (внесены изменения в модули: «Профилактика и безопасность», «Классное руководство»; «Работа с родителями» и др.), что позволило придать профилактической работе системный, комплексный характер.
  5. Вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования (100% образовательных организаций проводят внеурочную деятельность в форматах кружковой и волонтерской деятельности, клубного движения, факультативов).
  6. Систематизация взаимодействия «родитель-ребенок-учитель». 100% образовательных организаций вовлекали родителей в процесс профилактической деятельности в рамках реализации Комплексной модели. Родители базовых ОО были участниками проекта «Городское родительское собрание», реализуемого по инициативе департамента образования мэрии г. Новосибирска с 2016 года.
  7. Повышение компетентности педагогических работников в решении проблем суицидального поведения школьников. Преобладающей формой повышения компетентности педагогов по вопросам профилактики девиантного поведения и кризисных ситуаций остается педагогический совет (в 22 - х ОО - 64,7%). Также используются другие форматы: консультации, семинары, мастер-классы, разработка и внедрение методических, практико-ориентированных материалов и др.
  8. Согласованность на межведомственном уровне в оказании комплексной поддержки и помощи несовершеннолетним, а также их оперативное реагирование на сложные социальные и психологические ситуации конкретной семьи, конкретного ребенка.

Проделанный анализ деятельности базовых ОО позволяет утверждать, что основные задачи муниципального проекта выполнены. Работа по реализации Модели будет продолжаться, но уже в формате сетевого взаимодействия между центром «Магистр», ресурсными, базовыми и пилотными образовательными организациями.

Развитие сетевого взаимодействия будет способствовать масштабированию Комплексной модели, что позволит сократить количество кризисных ситуаций в ОО г. Новосибирска.