27 января 2022 года в рамках городского проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» состоялся научно-практический семинар «Обучающиеся с ЗПР: особые образовательные потребности, создание специальных образовательных условий, психолого-педагогическое сопровождение».
Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM. Елена Ивановна Субботина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», поприветствовала участников семинара.
На семинаре были рассмотрены актуальные вопросы по организации специальных образовательных условий для получения образования детей с задержкой психического развития (ЗПР). Создание целостной системы специальных образовательных условий начинается с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ЗПР, и заканчивается частными ориентированными и индивидуальными специфическими, определяющими эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Для детей с ЗПР в зависимости от их индивидуальных особенностей каждый компонент специальных условий обеспечивает реализацию необходимого уровня и качества образования, а также создает условия социализации этой категории детей в различной степени выраженности, в разном качестве и объеме. Все эти вопросы были рассмотрены спикером семинара.
Наталья Алексеевна Яшутина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», педагог-психолог МАОУ – лицей № 13 п. Краснообск, в начале своего выступления уделила внимание вопросу обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ, более полно рассмотрев нормативно-правовую базу, обеспечивающую реализацию ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Далее перешла к описанию особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, подробно охарактеризовав категорию обучающихся с ЗПР: особенности психического и физиологического развития, организацию высших психических функций, ЦНС.
Особенности организации специальных образовательных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций. Своевременные и правильно организованные условия, методы и способы обучения детей с ЗПР, являются главным условием для психолого-педагогического сопровождения. Наталья Алексеевна, на примере лицея № 13 поселка Краснообск, рассказала о выстроенной системе организации психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания для обучающихся с ЗПР. Слаженная работа и взаимодействие междисциплинарной команды специалистов, коррекционно-воспитательная и коррекционно-развивающая направленность всей педагогической работы, использование приемов, способов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивает успешность освоения адаптированных образовательных программ обучающихся с ЗПР в данном лицее.
Семинар, по отзывам участников, представлял большой теоретический и практический интерес. В конце встречи Елена Ивановна Субботина выразила благодарность участникам семинара.
По окончании встречи специалисты и педагоги ДОО, ОО и УДО могли задать вопросы в чат.
Количество участников семинара – 60 подключений.
Все новости и материалы о реализации муниципального проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» размещены на официальном сайте МКУ ДПО «ГЦОиЗ«Магистр»: www.magistr54.ru (во вкладке_ Портал инклюзивного образования).