Семинар «Преемственность в развитии инклюзивного образования».

18 марта 2021 года в рамках городского проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» был проведён семинар «Преемственность в развитии инклюзивного образования».

Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM. Открыли встречу специалисты Городского центра образования и здоровья «Магистр»: Фур Екатерина Петровна, заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, Яковенко Татьяна Дмитриевна, руководитель сектора научно-методического сопровождения, Субботина Елена Ивановна, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.

Тема преемственности на разных уровнях инклюзивного образования является чрезвычайно актуальной, поэтому опыт учреждений, представивших его в рамках семинара, имеет огромный практический интерес.

Об организации совместной работы в процессе сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования по развитию инклюзии в своих выступлениях рассказали педагоги ДДТ им. В. Дубинина и МКОУ СОШ № 67: педагог-психолог Татьяна Геннадьевна Малюшина и социальный педагог Анна Викторовна Жеребненко.

Дополнительное образование даёт ребёнку с ОВЗ возможность выбора  индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребёнка, обеспечивает ему «ситуацию успеха». Знания и умения, полученные в системе дополнительного образования, могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и способствовать профессиональному самоопределению. В современном обществе учреждения дополнительного образования становятся всё более открытой социально-педагогической системой, стремящейся к диалогу, общению, широкому социальному и педагогическому взаимодействию с семьей. Дополнительное образование дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно с нейротипичными  детьми разными видами деятельности: художественно - эстетической, естественнонаучной, технической и др.

Дом творчества начал реализовывать дополнительные образовательные программы для детей с ОВЗ и инвалидностью с 2010 года.  С 2013 года  школа № 67 была реконструирована и стала инклюзивным образовательным пространством с доступной средой.  Между учреждениями практически сразу начался поиск форм взаимодействия. В 2016 году они  оба  участвовали в первом Форуме «Новосибирск – город безграничных возможностей». В рамках работы организованной площадки на Форуме в течение недели проходили консультации специалистов для родителей, мастер-классы и пробные занятия по различным направленностям дополнительного образования для детей с ОВЗ.   На сегодняшний день сотрудничество ДДТ им. В.Дубинина и МБОУ СОШ № 67 успешно развивается. На базе МБОУ СОШ № 67 работают творческие объединения.  С 2018 года ежегодно между Домом творчества и школой № 67 заключаются договоры о сотрудничестве, которое способствует созданию  инклюзивного вариативного пространства.

Сохранение целостности образовательной среды, предполагающей возможность непрерывного инклюзивного образования, является необходимым условием, обеспечивающим доступное и  качественное образование детей с ОВЗ. Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования является неотъемлемым условием получения нового образовательного результата в рамках реализации ФГОС.

Свой практический опыт по развитию преемственных связей на уровне дошкольного и начального общего образования представили Елена Валерьевна Кох, педагог-психолог МАДОУ д/с № 85 и Татьяна Викторовна Радюк, педагог-психолог МАОУ СОШ № 211.

Коллектив педагогов МАОУ СОШ № 211 и МАДОУ д/с № 85 создал и апробировал модель образовательной среды, предполагающей возможность непрерывного инклюзивного образования детей с ОВЗ. Между ступенями существует преемственность, которую обеспечивает созданный Координационный совет. Ежегодно члены совета разрабатывают план взаимодействия, включающий организационные, консультативные мероприятия, мероприятия по повышению компетентности и обобщению опыта педагогов, досуговые формы для детей подготовительных групп и учеников начальной школы, собрания, консультации, мастер-классы для родителей. Организованное целенаправленное ППС объединяет ресурсы администрации учреждений, специалистов служб сопровождения, а также опытных воспитателей и учителей. Вместе они стремятся формировать комфортную и благоприятную образовательную среду. Поэтапный процесс ППС детей с ОВЗ на основе принципа преемственности в рамках сетевого взаимодействия позволяет выявлять детей с трудностями обучения, реализовывать широкий спектр адаптированный и дополнительных программ, социализировать детей с ОВЗ. Многие дети старшего дошкольного возраста посещают кружки и секции еще до момента поступления в школу. Социализация детей с ОВЗ в условиях реализации принципа преемственности  обеспечивается совместными досугами : «Добро пожаловать в школу!», «Как хорошо уметь читать», «Уроки дружбы» и другие.

В системе ППС  детского сада и школы один раз в полгода проводится промежуточный мониторинг. Специалисты сопровождения уточняют и корректируют  образовательные маршруты детей с ОВЗ. Итоговые мониторинги, как правило, позволяют увидеть результаты освоения адаптированных образовательных программ.

Реализация системы ППС предполагает постоянное повышение профессиональной компетентности педагогов обеих организаций в вопросах взаимодействия с детьми с ОВЗ и их родителями. Педагоги детского сада и школы являются активными участниками совместных педагогических советов, практических семинаров и т.д., стремятся обеспечить преемственность и в методическом сопровождении  образовательного процесса. Многие коррекционно-развивающие методики, программы, технологии, используемые в детском саду, могут быть интересны и полезны учителям начальных классов в вопросах формирования коммуникативных навыков, развития эмоциональной и социальной сферы. С целью обмена практическим опытом раз в год  в учреждениях проводятся научно-практические конференции.

В  МАОУ СОШ № 211 создан клуб для родителей детей с ОВЗ, который посещают и родители детского сада. Организация таких встреч позволяет познакомить родителей  с педагогами, способствует снижению тревожности у детей.  В обоих учреждениях проводится консультирование родителей. Один раз в месяц в детском саду работает консультативный пункт. На вопросы родителей в вечернее время отвечают специалисты детского сада и школы.  Такая выстроенная работа в рамках сетевого взаимодействия в вопросах развития преемственности позволяет  увидеть положительные результаты: наличие нормативно-правовой документации, регулирующей взаимодействие между учреждениями; преемственность в методах и формах работы с детьми с ОВЗ и их семьями; формирование базы методических материалов; возможности для повышения квалификации педагогов; благоприятный психологический климат в инклюзивных группах и классах; успешное освоение детьми адаптированных основных образовательных программ.

Далее был представлен опыт сетевого взаимодействия МКДОУ д/с № 44 «Мозаика» и МАОУ СОШ № 213 «Открытие».  В рамках реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» и городского проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска»  был создан  проект «Преемственность в работе ДОУ и СОШ на уровне НОО»  и заключен договор о сотрудничестве между МАОУ СОШ № 213 «Открытие» и МКДОУ д/с № 44 «Мозаика».

Педагоги обоих учреждений принимают участие в совместном проекте «Преемственность в работе ДОО и НОО»,  целью  которого является создание системы преемственности между дошкольной ступенью и начальной общей ступенями образования. О проекте слушателям семинара рассказали педагоги: Карпова Екатерина Семеновна, учитель-логопед МКДОУ д/с № 44 «Мозаика», Барсукова Ирина Сергеевна, воспитатель, МКДОУ д/с № 44 «Мозаика», Вальшевская Ольга Владимировна, заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 213 «Открытие».  Учреждения не просто территориально граничат друг с другом, но и  имеют общие направления в работе: пропедевтика инженерного мышления, участие в городском проекте.

Проблема адаптации большинства первоклассников является острой. Детский сад и начальная школа – два смежных звена в системе образования. От того, как осуществляется преемственность между этими звеньями, зависит адаптация детей при переходе из детского сада в школу, поэтому педагогам  нужно уметь ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса. Проект реализуется по трем направлениям работы: организация методического объединения педагогов подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения и начального общего образования; организация совместных мероприятий по повышению эффективности взаимодействия между детским садом, начальным звеном школы и родителями;  планирование комплекса мероприятий, направленных  на  повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ и НОО в вопросах инклюзивного образования.

МКДОУ д/с № 44 и МАОУ СОШ № 213 оснащены необходимым техническим оборудованием. В здании и на территории школы организована безбарьерная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в которую входят два лифта, специализированные санитарные зоны, пандусы, подъемники, специализированные парты. В данных организациях работают специалисты (педагоги-психологи, социальный педагог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи). Созданы все специальные условия – организационные, кадровые, материально-технические. Все дети с ОВЗ обучаются по индивидуальным учебным планам и индивидуальным образовательным маршрутам, педагогами разработаны адаптированные образовательные и рабочие программы, узкими специалистами (педагогами-психологами, учителем логопедом и учителями дефектологами) проводятся индивидуальные и групповые занятия, консультирование педагогов и родителей.

По окончанию встречи специалисты и педагоги ДОО, ОО и УДО могли задать свои вопросы выступающим в чат. Встреча прошла в доброжелательной и конструктивной обстановке.

На семинаре присутствовало 82 педагога.

Семинар «Преемственность в развитии инклюзивного образования».