Издания последних 5 лет по различным аспектам развития инклюзивного образования в системе общего образования
Список литературы
Инклюзия
- Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–145.
- Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 121–132. doi:10.17759/psyedu.2019110410
- Алехина С.В. Инклюзивное образование: иллюзия или реальность? [Электронный ресурс] // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 1 (19). С. 4–7.
- Алехина С.В. Профессиональная подготовка педагога к реализации инклюзивного образовательного процесса // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 1 (7). С. 12–16.
- Баринова Е.Б. Теория и практика инклюзивного обучения в образовательных организациях. – М.., 2020.
- Волкова Т.В., Прочухаева М.М. Организация инклюзивной образовательной среды в ДОО. Учебно-методическое пособие. (Серия: Управление детским садом). М., 2019.
- Давыдова Л.Н., Колокольцева М.А., Рябова Е.В. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения: грани одной проблемы. М., 2017.
- Красило А.И., Новгородцева А.П. Инклюзивное образование: методические проблемы и практические рекомендации. М., 2016.
- Микляева Н.В. Специальное и инклюзивное образование для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие. М., 2019.
- Михальчи Е.В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.
- Попова Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования. Учебно-практическое пособие. Челябинск, 2016.
- Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду. Методические рекомендации. ФГОС. (Серия: Управление детским садом). М., 2015.
- Самсонова Е.В. Вопросы сохранения психического здоровья детей в условиях инклюзивного образования // Психическое здоровье человека ХХI века: cб. науч. ст. по мат-лам конгресса (7–8 октября 2016 г.). М.: ИД «Городец», 2016. С. 80–82.
- Самсонова Е.В. Модели сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций для решения задач развития инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. 337 с.
- Самсонова Е.В. Формирование инклюзивной компетентности педагогов / сборник материалов международной научно-практической конференции «Образование лиц с особенностями психофизического развития: традиции и инновации», Белоруссия, Минск 25–26 октября, 2018.
- Семаго М.М. Научно-методические основы взаимодействия специалистов инклюзивного образования // Преемственная система инклюзивного образования: взаимодействие специалистов разного профиля: Материалы VI Международной научно-практической конференции 1-2 марта 2018. Казань, изд. Познание, 2018. С. 21-24
- Семаго Н.Я. Критериальный анализ состояния ребенка как основа эффективности междисциплинарного взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике // Преемственная система инклюзивного образования: взаимодействие специалистов разного профиля» Материалы VI Международной научно-практической конференции 1-2 марта 2018. Казань, изд. Познание, 2018. С. 21-24.
- Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Индивидуальные образовательные программы в условиях инклюзии. Методические рекомендации. (Серия: библиотека логопеда). М., 2020.
- Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 38–46.
- Юдина Т.А., Алехина С.В. Основные направления современных зарубежных исследований по проблемам инклюзии лиц с интеллектуальными нарушениями // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. мат-лов межд. науч.-практ. конф. (Орехово-Зуево, 9–10 июня 2016 г.). Орехово-Зуево: Гос. гум.-техн. ун-т, 2016. С. 334–340.
- Шеманов А.Ю., Екушевская А.С. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения //Современная зарубежная психология. 2018. № 1. 29—37. doi: 10.17759/jmfp.2018070103.
- Шеманов А.Ю., Макаева Д.Э. Творчество и инклюзивная культура образовательной организации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 1. С. 24–34.
- Юдина Т.А., Алехина С.В. Ключевая категория анализа отношений в инклюзивных классах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 71–77. doi:10.17759/jmfp.2018070108
- Юдина Т.А., Алехина С.В. Психолого-педагогические условия включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы начальной школы // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 94–102.
Расстройства аутистического спектра
- Алехина С.В. Создание системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России: опыт одного проекта // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4 (53). С. 10–13.
- Барбера М.Л., Расмуссен Т. Вербально-поведенческий подход в АВА-терапии. Методы обучения детей с аутизмом и др. особенностями. Пер с англ.- Рама Паблишинг, 2019
- Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Книги 1, 2, 3. Екатеринбург: Рама паблишинг, 2014.
- Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. – СПб. Сеанс, 2018. – 202 с.
- Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика детского аутизма: Нач. проявления. – М.: Просвещение, 1991. - 53 с.
- Морозов С.А. О ходе апробации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 4. С. 3–11. doi:10.17759/autdd.2018160401
- Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. М.: Добрый век, 2014
- МакКланнахан Л.И., Крантц П. Расписания для детей с аутизмом/Пер. с англ. О.Б.Чикурова, С.С. Морозовой.- Самара: ООО «КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО»,
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2017. 288 с.
- Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с
- Хаустов А.В. Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 4 (45)
- Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2018
Тьютор в инклюзии
- Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие / И.В. Карпенкова, Е.В. Самсонова, С.В. Алехина, Е.Н.Кутепова; под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2017. – 173 с.
- Богорад П.Л., Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с.
- Консультативно-диагностическая работа с семьями, воспитывающими детей с РАС. Методические рекомендации / Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Хаустов А.В., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 85 с.
- Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации / отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с. (Серия «Инклюзивное образование») [Электронный ресурс].
- Байгулова, Н.В. Тьютор как специалист по педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья [Электронный ресурс] / Н.В.Байгулова //Проблемы современного педагогического образования. - 2016.-№53-5.-С. 38-44.
- Власенко, В.А. Тьюторы вышли на тропу познаний… / В. А. Власенко // Народное образование. — 2013. -№3. — С.140-146.
- Гузеев, В.В. Тьютор в школе: руководство, сопровождение, поддержка [Текст] / В. В. Гузеев, И. Е. Курчаткина// Народное образование. — 2012. -№4. — С.213-222.
- Дудчик, С.В. Тьюторское сопровождение: история,технология,опыт / С. В. Дудчик // Школьные технологии. — 2007. - № 1. — С.82-88.
- Ефремова, О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся / О. И. Ефремова // Воспитание школьников. — 2010. -№1. — С.21-26.
- Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Великобритании и России / А. Зоткин, Н. Муха// Народное образование. — 2008. -№5. — С.186-192.
- Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» [Электронный ресурс]: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с.
- Ковалева, Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании / Т. М. Ковалева// Вопросы образования. — 2011. -№2. — С.163-180.
- Карпенкова И. В. Я бы в тьюторы пошел… Тьютор для особого ребенка — новая специальность в образовании // Электронный журнал «Практика социальной работы. Открытый методический ресурс»: сетевое издание. 2018. № 3 / СПБ ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья».
- Тьюторские компетенции современного педагога в инклюзивной образовательной практике
- Крылова, Н.Б. Тьютор — новый тип педагога в условиях индивидуализации образования / Н. Б. Крылова// Завуч. — 2009. -№5. — С.61-70.
- Логинов, Д.А. Индивидуализация образования, или Зачем школе тьютор? / Д. А. Логинов// Школа управления образовательным учреждением. — 2016. -№2. — С.11-16.
- Логинов, Д.А. Тьюторское сопровождение образовательного процесса как инструмент позитивной мотивации обучающихся / Д. А. Логинов.
- Логинов Д.А. Тьюторское сопровождение в школе. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. — 160 с.
Методические рекомендации