Семинар «Социокультурные практики в г. Новосибирске: ресурсы и перспективы».

Семинар «Социокультурные практики в г. Новосибирске: ресурсы и перспективы».

 

11 марта 2021 года в рамках городского проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» состоялся семинар «Социокультурные практики в г. Новосибирске: ресурсы и перспективы».

Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM. Открыли встречу специалисты Городского центра образования и здоровья «Магистр»: Елена Ивановна Субботина и Елена Васильевна Малахова, педагоги-психологи отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр».

Елена Ивановна Субботина в своем выступлении актуализировала тему социокультурной среды как фактора повышения эффективности инклюзивного образования. Она рассказала о методологических базисах, лежащих в основе социокультурной инклюзии. Их два: социальная модель инвалидности и культурно – исторический подход Л. С. Выготского, в рамках которого культура  рассматривается как важнейший фактор развития ЛЮБОГО ребенка. «Каждый ребёнок (и ребёнок с ОВЗ или инвалидностью)  должен иметь «доступ» к культуре, осваивать её. Именно в социокультурной среде: свободной, нерегламентированной деятельности рождается подлинная социальность. Именно так ребёнок получает опыт общения, у него развивается способность понимать значения и смыслы освоенного посредством культуры мира, его собственные способности наполняются культурным содержанием, которое он может разделить с другими».

Далее Елена Ивановна коснулась вопроса необходимости межотраслевого взаимодействия (между образовательными организациями и учреждениями культуры) в процессе социокультурной инклюзии; именно в рамках такого взаимодействия должно развиваться направление социокультурной интеграции и создаваться модели сопровождения социокультурных инклюзивных практик. Она рассказала о реализации успешных социокультурных практик  (проект «Колесо обозрения», проект «Аутизм. Дружелюбная среда» и др.) и подчеркнула, что  межведомственные структуры в разных городах России, осуществляющие социокультурную инклюзию, находятся в поиске актуальных технологий и средств их реализации. Задача эта будет решаться и учреждениями образования и культуры Новосибирска в ходе реализации проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска».

По инициативе отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» ещё в 2019г. состоялось рабочее совещание  «Проблемы и перспективы социокультурной инклюзии в Новосибирске», на которое были приглашены специалисты учреждений культуры, реализующих инклюзивные практики. Взаимодействие с этими учреждениями культуры продолжалось, именно об этих практиках на семинаре рассказали их представители.

Об инклюзии в интерактивных творческих проектах городского центра культуры ЦК19 рассказала Ирина Владимировна Петрова - координатор межведомственного, информационно-просветительского проекта «Художники – детям», начальник отдела просветительских проектов МБУК «Центр культуры ЦК19»: «ЦК 19» сейчас - высокопрофессиональные специалисты, шесть выставочных залов площадью 600м2, два союза художников, союз фотографов, объединяющих более 300 профессиональных художников разного возраста и творческих направлений. Центр реализует несколько инклюзивных проектов, в которых принимают участие дети, подростки и молодые люди с ОВЗ и инвалидностью. Эти проекты центра реализуются в партнерстве с объединениями:

  • Клуб «Мечта» для молодых людей с ОВЗ (негрубые ментальные нарушения).
  • Группа «АутНет» (молодые люди с расстройством аутистического спектра).
  • Театральная студия «Инклюзион. Школа. Новосибирск».

Ирина Владимировна считает, что реализация инклюзивных проектов способствует формированию единого культурно-образовательного пространства в Новосибирске и Новосибирской области, активизации молодежи в процессе социализации,  сохранению, трансляции и развитию культурных ценностей. Она выразила готовность МБУК «Центра культуры ЦК19» делиться опытом инклюзивных практик и участвовать в реализации муниципального проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска».

О реализации проектов, в которых участвуют дети и подростки с ОВЗ, рассказал Михаил Вадимович Моисеев - начальник отдела творческих проектов ГАУК НАМТ «Глобус». «Театр в чувствах» инклюзивный проект под таким названием реализуется в государственном автономном учреждении культуры Новосибирской области «Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» с декабря 2015 года. В рамках проекта проводятся театральные экскурсии и уроки, адаптируются спектакли для людей разного возраста с ОВЗ и инвалидностью. В октябре 2019г. с просьбой о методической поддержке  в  процессе социокультурной инклюзии детей и молодых людей с РАС в центр «Магистр» обратились сотрудники отдела творческих проектов Новосибирского академического молодежного театра «Глобус». Взаимодействие оказалось очень эффективным: результатом его стал адаптированный для дошкольников с РАС спектакль, который посетили 20 воспитанников с РАС муниципальных ДОУ, а также – экскурсия в «Глобус» подростков и молодых людей с РАС. Михаил Вадимович рассказал о продолжении активной деятельности отдела творческих проектов «Глобуса» по созданию инклюзивных практик и выразил готовность театра включаться в межсетевое взаимодействие с образовательными структурами.

«Театральная студия как  средство социализации и реабилитации подростков, молодых людей с ОВЗ и инвалидностью» - так звучала тема очень яркого, эмоционального выступления  Стволовой  Ольги  Александровны – руководителя  инклюзивной актёрской студии «Особенный тип», куратора театральной школы «Инклюзион школа Новосибирск».

Ольга, сама являясь человеком с ОВЗ, глубоко и тонко проанализировала свой личный «путь» к театральным практикам, в результате которого стала создателем студии «Особенный ТИП» – первого инклюзивного театрального проекта  в Новосибирске. Актерскому мастерству на равных здесь обучаются подростки и молодые люди с ОВЗ и инвалидностью и их нейротипичные сверстники. В спектаклях принимают участие профессиональные актёры. За 6 лет существования студии возникло целое «движение»: сейчас на счету Ольги и курируемых ей организаций 24 спектакля, 20 проектов, много различных акций. « В инклюзивном театре находит живое воплощение истина о том, что настоящее искусство способно стать выше любых ограничений» - вот, пожалуй, самая главная идея всех замечательных театральных проектов.

И «Особенный тип», и «Инклюзион школа Новосибирск» также стали социальными партнерами проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска», и это партнерство внесёт вклад в формирование инклюзивной культуры нашего сообщества.

Педагогическая мастерская, по отзывам участников, была  полезной и интересной. Модератор встречи Елена Ивановна Субботина выразила огромную благодарность всем спикерам за их творческую деятельность по созданию социокульурных практик в муниципальном пространстве, за интересные, яркие выступления на семинаре.

Количество подключений - 79

Семинар «Социокультурные практики в г. Новосибирске: ресурсы и перспективы».

Семинар «Социокультурные практики в г. Новосибирске: ресурсы и перспективы».

Семинар «Социокультурные практики в г. Новосибирске: ресурсы и перспективы».