Семинар «Формирование инклюзивной культуры в образовательном пространстве МБОУ СОШ №82»

7 декабря 2020 г. в рамках проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» был проведён семинар «Формирование инклюзивной культуры в образовательном пространстве МБОУ СОШ №82»

Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM. Открыли встречу специалисты Городского центра образования и здоровья «Магистр»: Елена Васильевна Малахова, педагог-психолог и Наталья Геннадьевна Лискова, методист отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.

На семинаре свой опыт по формированию инклюзивной культуры представили педагоги и специалисты МБОУ СОШ № 82. В школе обучаются более 40 детей с ограниченными возможностями здоровья, организован ресурсный класс для детей с расстройствами аутистического спектра и класс для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Екатерина Игоревна Веселова, педагог-психолог, руководитель службы психолого-педагогического сопровождения МБОУ СОШ № 82, руководитель проекта Регионального ресурсного центра развития образования Новосибирской области рассказала о командном подходе к формированию инклюзивной культуры. Экосистемный подход вошел в основу формирования инклюзивного пространства в школе, он «ведет к изменению наших способов учиться, мыслить, жить и действовать на принципах взаимосвязанности и сотрудничества. В образовании это позволяет перейти от иерархических систем, основанных на принуждении и насилии, к сетевым моделям совместного добровольного обучения и развития». Екатерина Игоревна рассказала о своей системе работы с педагогами, о принятии педагогами школы принципов инклюзии, о «включении без выделения» (совместном участии детей в конкурсах и проектах школы.

В школе огромное внимание уделяется установкам педагогического коллектива, таким как:

инклюзия - это неизбежность,

есть поддержка, не принято отказываться, все готовы помочь, командная работа, высокая ответственность, общая ответственность коллектива, постоянный профессиональный рост и транслирование опыта. Для формирования инклюзивной среды такие установки педагогического коллектива являются основой.

Учитель-дефектолог МБОУ СОШ № 82 Татьяна Владимировна Вдовина и тьютор Оксана Михайловна Кадникова рассказали о роли ресурсного класса в формировании инклюзивной культуры школы. Специалисты представили свой опыт по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра, рассказали про «уроки добра» и процесс обратной инклюзии, когда в ресурсный класс приходят на мероприятия дети из общеобразовательных классов.

Об инклюзивной культуре как результате целенаправленной работы учителя рассказала Елена Анатольевна Гузенко, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 82. Елена Анатольевна представила свой опыт по формированию в классе инклюзивной культуры. Для решения задачи необходимо выполнение технологической цепочки: приобретение знаний по инклюзивной культуре, формирование ценностного отношения, получение опыта самостоятельной деятельности, положительное отношение к существующей действительности. Именно так выстроена система работы в классе Елены Анатольевны. Очень важными для присутствующих педагогов были практические рекомендации Елены Анатольевны о способах «включения» детей с ограниченными возможностями здоровья в общие мероприятия, жизнь класса.

Наталья Владимировна Тусеева, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 82, представила свой опыт по выстраиванию взаимодействия с родителями, являющегося   значимой частью формирования инклюзивной культуры. Наталья Владимировна заострила внимание на самых важных процессах - знакомстве родителей со школой и установлению доверительных отношений между родителями и педагогами. Она поделилась опытом организации «семейной гостиной», совместных занятий с детьми и родителями, совместных просмотров художественных фильмов.

Практические приёмы создания инклюзивного классного коллектива представила Елена Сергеевна Салдиева, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 82. Елена Сергеевна поделилась опытом по организации совместного обучения детей в инклюзивном классе. Отметила, что очень важно создание общности детей и взрослых, формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, умения поддерживать друг друга. Важными компонентами в формировании инклюзивного классного коллектива являются развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя, активизация способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, развитие умений и навыков в игровой, познавательной, исследовательской деятельности.

Елена Сергеевна рассказала о подготовке родителей нормотипичных детей к тому, что в их классе будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья, о создании в классе безбарьерной среды – без барьеров в общении.

Важным моментом  семинара  было выступление Сергея Владимировича Дмуховского,  директора и учредителя АНО помощи людям с РАС «Ресурс». Сергей Владимирович рассказал о важности формирования инклюзивной культуры с точки зрения родителей и отметил работу администрации и педагогов школы по созданию принимающей атмосферы. «Дети с ограниченными возможностями имеют возможность быть включенными в образовательную среду, в среду сверстников», - отметил Сергей Владимирович. Он поблагодарил педагогов, специалистов школы за их нелегкий, но исключительно важный труд.

Семинар «Формирование инклюзивной культуры в образовательном пространстве МБОУ СОШ №82» посетили 48 человек. Педагоги, специалисты образовательных организаций и учреждений дополнительного образования отметили высокий уровень профессионализма коллег из 82 школы:

«Большое спасибо! Все очень интересно и полезно!».

«Огромное спасибо всем выступающим. МБОУ СОШ № 67».

«Большое спасибо всем коллегам, кто подготовил и провел семинар. Очень интересная и полезная для нас всех информация, практика. «ЦВР» Пашинский».

«Огромное спасибо всем выступающим! Огромная работа проделана, интересный и полезный опыт!!! ДДТ им.В. Дубинина».

 

Семинар «Формирование инклюзивной культуры в образовательном пространстве МБОУ СОШ №82»

Семинар «Формирование инклюзивной культуры в образовательном пространстве МБОУ СОШ №82»

Posted in Новости.