11 февраля 2021 года в рамках городского проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» состоялся семинар «Развитие инклюзивного образования детей и подростков с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования».
Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM. Открыли встречу специалисты Городского центра образования и здоровья «Магистр»: Екатерина Петровна Фур, заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», Елена Ивановна Субботина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр».
Во вступительном слове модератор встречи Елена Ивановна Субботина актуализировала тему обеспечения реализации прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования – одну из важнейших задач государственной образовательной политики.
Она говорила о дополнительном образовании как о пространстве, в котором происходит интеграция ресурсов образования, культуры, спорта и поэтому имеющему колоссальный потенциал для социокультурной интеграции обучающихся с ОВЗ.
Елена Ивановна подчеркнула, что дополнительное образование, в отличие от общего, наиболее «приспособлено» для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой: меньшей, чем в общем образовании, наполняемостью групп; практико – ориентированным характером обучения; ориентацией образовательного процесса на личные потребности и возможности каждого обучающегося; отсутствием жесткой регламентации образовательного процесса.
Далее о развитии инклюзивного образования детей и подростков с ОВЗ в своем учреждении рассказали педагоги Дома детского творчества им. В. Дубинина. С приветственным словом к участникам семинара обратилась
Третьякова Любовь Васильевна, директор ДДТ им. В. Дубинина, отличник образования. Она с гордостью представила своё учреждение, целью работы которого уже много лет является создание в ДДТ образовательного пространства, где любые дети, в том числе и дети с инвалидностью и ограничениями в здоровье, находят условия для удовлетворения своих познавательно-творческих и коммуникативных потребностей, для развития и достижения максимума своих возможностей. Достаточная материально-техническая база, высокий образовательный и квалификационный уровень большинства педагогов учреждения, благоприятный психологический микроклимат позволяют педагогическому коллективу ДДТ успешно решать задачи социализации детей и подростков, в том числе – с ОВЗ.
Методист ДДТ им. В. Дубинина Ирина Валерьевна Хромова, канд. психол. наук, методист высшей квалификационной категории, в своем выступлении высказала очень важные идеи для глубокого понимания инклюзии и её ценностей как основы развития образовательного пространства.
Также Ирина Валерьевна сформулировала механизмы развития учреждения, необходимые для создания инклюзивного образовательного пространства: «более глубокое осознание гуманистических принципов отношения к человеку (принятие другого таким, каков он есть, помощь другому в той мере, в которой тот в ней нуждается, изучение другого, за которого ты берешь ответственность); включение в арсенал педагогических средств способов работы в технологии педподдержки с акцентом на развитие субъектности человека и опоры на его ресурсы (а не дефекты); налаживание партнерских отношений с родителями и организациями, занимающимися определенной группой детей и семей; формирование новых компетенций у педагогов и выстраивание системы психологической и методической поддержки педагогов в работе с новой группой детей; реализация нового способа актуализации образовательной программы (апробация нового содержания в виде проекта и дальнейшее включение его в программу) ».
О формировании готовности педагога к реализации инклюзивного подхода рассказала в своём выступлении Малюшина Татьяна Геннадьевна, педагог-психолог ДДТ им. В. Дубинина. Она подчеркнула, что содействие профессиональному развитию педагога – традиционное направление деятельности в ДДТ. В учреждении создана система формирования готовности педагога к реализации инклюзивного подхода, которая включает в себя: создание организационно-управленческих условий (мотивация и стимулирование, в том числе материальное); разработку нормативной и программно-методической базы; содействие непрерывному профессиональному развитию педагога (обучение, обмен опытом, повышение квалификации); обеспечение психолого-педагогического и методического сопровождения (индивидуальная помощь и поддержка); формирование педагогических команд для разработки и реализации инклюзивных проектов. Татьяна Геннадьевна убеждена, что показателем эффективности такой системной работы являются реализуемые ДДТ многочисленные проекты, разработанные педагогами.
Один из самых успешных инклюзивных проектов ДДТ - Студия художественного творчества «Семицветик». Руководитель – Анна Викторовна Жеребненко, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории. Студия «Семицветик» – инклюзивное объединение, где обучаются дети с ОВЗ. Год создания творческого объединения – 2011. Обучение организовано по Комплексной дополнительной общеобразовательной программе социально-пелагической направленности.
В 2020-21 учебном году в Студии реализуются программы:
- «Вместе поем и играем» (музыка) – групповые и индивидуальные занятия
- «Калейдоскоп» (художественное творчество) – групповые занятия
- «Ритмика» – групповые занятия
Группы разновозрастные, до 10 человек. Учащиеся могут выбирать как отдельные направления творческой деятельности, так и осваивать все предложенные учебным планом.
Завершилось выступление педагогов ДДТ видеофильмом об этом замечательном проекте. И педагог, и её «особенные» воспитанники не оставили равнодушными участников семинара.
Далее свой опыт реализации инклюзивного образования представила МБУДО Детская школа искусств «Гармония». Проект «Искусство без границ» (Социализация детей с ОВЗ средствами художественного творчества) как модель инклюзивного образования в МБУДО ДШИ «Гармония» представили Серебренникова Ирина Александровна, заместитель директора по УВР и Тюменина Ольга Александровна, педагог-организатор. Проект «Искусство без границ» ставит своей целью создание условий для творческого развития, социализации детей с ОВЗ в различных видах художественной деятельности в условиях МБУДО ДШИ «Гармония», вовлекая детей с ОВЗ в совместную культурно-просветительскую и досуговую деятельность с родителями, нейротипичными сверстниками и педагогами, организуя для них специальные образовательные условия.
Каждый ребёнок (и ребёнок с ОВЗ или инвалидностью) должен иметь «доступ» к культуре, осваивать её. Именно так ребёнок получает опыт общения, у него развивается способность понимать значения и смыслы освоенного посредством культуры мира, его собственные способности наполняются культурным содержанием, которое он может разделить с другими. Необходимость межотраслевого взаимодействия в процессе социокультурной инклюзии актуализирована; именно в рамках такого взаимодействия и должно развиваться направление социокультурной интеграции. Проект «Искусство без границ» - модель инклюзивной практики, в основе которой лежит развитие социального партнерства с образовательными организациями, в которых обучаются дети с ОВЗ – С(К)ШИ №152 и СКШ №107. МБУДО ДШИ «Гармония» является социально-образовательной площадкой, содействующей социализации, обучению и творческой реабилитации детей с ОВЗ, используя большой потенциал педагогических форм и методов работы. Об одном из реализуемых эффективных направлений в рамках проекта рассказала в своём выступлении «Развитие музыкально – ритмических способностей детей с интеллектуальными нарушениями посредством игры на детских музыкальных инструментах «Просто и легко» Исарева Марина Геннадьевна, учитель высшей категории МКОУ С (К) Ш №107. Марина Геннадьевна убедительно и эмоционально говорила не только о социокультурной интеграции, но и о возможности решения музыкальных и коррекционных задач одновременно в рамках такого направления. Сопровождало выступление Марины Геннадьевны видео занятий и необыкновенно трогательные отзывы родителей участвующих в них детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится, развивается на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Но именно сфера дополнительного образования детей располагает богатым творчески и эмпатийно кадровым потенциалом. Зачастую инклюзивные практики «приходят» в учреждения дополнительного образования благодаря именно таким педагогам. О необычной «траектории» социокультурной инклюзии в МБУ ЦМ «Альтаир» рассказала Елена Владимировна Забирова, руководитель инклюзивного пространства ЦМ «Альтаир». Путь «Альтаира» к созданию «пространства» начался в 2016 г. и был инициирован группой родителей подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС). Несколько педагогов ЦМ во главе с Еленой Владимировной поддержали эту инициативу. Через год возник проект «Радость жизни», он «обрастал» разными направлениями и формами: «Живая глина», «Танцы», «Театр», семейный клуб «В гостях у Елены», зона «свободного посещения». В проект вливались не только подростки и молодые люди с РАС и другими ментальными нарушениями, но и волонтеры, со временем становившиеся социальными партнерами. В этом году проект «расширился» и стал Инклюзивным пространством, в котором не только рады принимать ребят с ОВЗ, но и умеют организовывать для них доступную среду. Завершила своё выступление Елена Владимировна фильмом об истории проекта и замечательных условиях, созданных в инклюзивном пространстве «Альтаира».
По окончании встречи присутствующие на мероприятии специалисты и педагоги могли задать вопросы выступающим в чат.
Семинар, по отзывам участников, представлял большой практический интерес. Модератор встречи Елена Ивановна Субботина выразила огромную благодарность всем спикерам семинара за предоставленную возможность знакомства с инклюзивными практиками представляемых ими учреждений.
Количество участников семинара – 57 человек (53 подключения).