29 апреля 2021 года в рамках городского проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» был проведён семинар «Система работы с разными категориями родителей обучающихся с ОВЗ в образовательной организации».
Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM. Открыли встречу специалисты Городского центра образования и здоровья «Магистр»: Фур Екатерина Петровна, заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; Яковенко Татьяна Дмитриевна, руководитель сектора научно-методического сопровождения; Субботина Елена Ивановна, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
Во вступительном слове Екатерина Петровна Фур актуализировала тему работы с родителями детей и подростков родителей с ОВЗ в условиях общего образования. Эта особо важная тема представляет огромный интерес для участников проекта, специалистов общего образования.
Успешный опыт по организации системы работы с родителями обучающихся с ОВЗ первыми представили специалисты МКОУ С(К)НШ № 60. Директор школы - Лариса Артуровна Цыбаева, рассказала о специфике работы школы № 60. Специальная коррекционная (начальная) школа представляет собой многоуровневую и многофункциональную образовательную организацию. В школе № 60 разработана и реализуется структурно-функциональная модель коррекционного учреждения, состоящая из четырех взаимосвязанных блоков (коррекционно-педагогический блок, психологический блок, клинический блок, социальный блок). Все функциональные блоки объединены единой Программой психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Елена Геннадьевна Костюченко, педагог-психолог МКОУ С(К)НШ № 60, рассказала психологических особенностях семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, о главной цели в работе педагога-психолога и педагогов школы с семьей обучающихся с ОВЗ.
Татьяна Валентиновна Дударева, учитель-логопед МКОУ С(К)НШ № 60, представила систему организации психолого-педагогического сопровождения семей обучающихся с ОВЗ в школе. Специалисты школьной службы сопровождения привлекают родителей к участию в образовательном процессе, открывают возможности ребенка, учат понимать его трудности и видеть ресурсы в решении поставленных задач обучения и воспитания, повышают мотивацию на сотрудничество с педагогами. В учреждении используются как индивидуальные, так и групповые формы работы с родителями детей с ОВЗ. Одним из важных направлений в работе с родителями в школе является начальная профориентация детей с ОВЗ.
Наталья Алексеевна Балева, куратор, рассказала о проекте «Ресурсная группа» в школе № 60 и подробно представила работу с родителями воспитанников с РАС. «Ресурсная группа» – это пилотный проект, направленный на реализацию инклюзивной модели для дошкольников с РАС. Проект реализуется с сентября 2020 года. Основной особенностью работы по модели «Ресурсная группа» является применение Прикладного Анализа поведения при обучении воспитанников с РАС, а также индивидуальное тьюторское сопровождение каждого воспитанника.
Далее, слушателям семинара был представлен опыт специалистов МКОУ С(К)ШИ № 116.
Елена Александровна Лысых, директор МКОУ С(К)ШИ №116, представила модель взаимодействия школы с родительской общественностью. Выстроенная в школе совместная работа педагогов и родителей рассматривается как партнерская деятельность, направленная на выработку общей стратегии деятельности школы и семьи. Специалисты проводят работу по нескольким направлениям: информационно-просветительской, разъяснительной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, со всеми участниками образовательных отношений – обучающимися, педагогическими работниками, родителями.
Ульяна Анатольевна Автушко, социальный педагог МКОУ С(К)ШИ №116, рассказала об организации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ социальным педагогом, а также формы взаимодействия с семьей обучающихся с ОВЗ. Особое внимание в школе уделяется созданию психологического климата в педагогическом и ученических коллективах.
Татьяна Александровна Манджавидзе, учитель-логопед МКОУ С(К)ШИ №116, рассказала о взаимодействии с родителями по вопросам коррекционно-логопедической работы обучающихся с ОВЗ. Исходя из специфики работы специальной коррекционной школы-интернат обучение и воспитание детей с речевой патологией учебно-воспитательный процесс имеет логопедическую направленность. Коррекционная направленность уроков и внеклассных занятий, внедрение в структуру занятий логопедических приёмов и методик, знание и учёт структуры речевого дефекта каждого ребёнка, единый речевой режим, постоянный коррекционный мониторинг со стороны школьного методического объединения логопедов и школьного ПМПк облегчает усвоение программного материала.
Ксения Сергеевна Болгова, педагог-психолог МКОУ С(К)Ш №1, представила модель психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка с ОВЗ в рамках школы. Деятельность специальной коррекционной школы № 1 направлена на сопровождение родителей обучающихся с ментальными нарушениями и осуществляется командой специалистов. Ксения Сергеевна рассказала об основных направлениях и формах работы специалистов по программе сотрудничества с семьей ребенка с ОВЗ. На базе школы функционирует родительский клуб «Мы вместе», оказывающий теоретическую и практическую помощь родителям обучающихся с ОВЗ. В рамках клуба проводятся мастер-классы, консультации, тренинги, открытые уроки. Также сопровождение родителей осуществляется посредством школьного телевидения, и ведутся постоянные рубрики «Советы родителям».
По окончанию встречи специалисты и педагоги ДОО, ОО, УДО могли задать свои вопросы выступающим в чат. Встреча прошла в доброжелательной и конструктивной обстановке.
На семинаре присутствовали - 54 педагога (48 подключений).