Как взаимодействовать с детьми с синдромом двигательной расторможенности.
В работе взрослым, и прежде всего родителям, важно выбрать стиль взаимодействия с ребёнком.
- Начало работы заключается в объяснении причин поведения на основе сбора анамнеза. Взрослые должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка неэффективны.
- Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуляторами.
- Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не
более 5 слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т. д.), так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.
- Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ними должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.
- Эффективно давать ребёнку позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать, «можно бегать на улице», чем «прекрати беготню!». Предложить игру ребенку, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло.
- Чтобы ребенок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал, песочные часы….
- В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
- Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях.
Как организовать учебные занятия с гиперактивными детьми !!!
- Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины,
это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала.
- Занятия должны строиться так, чтобы они включали различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию).
- Нужно направлять энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давать поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивировать на спокойные действия.
- Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать напротив себя
- Необходима знаковая систему оценивания действий ребенка. Требуется замечать каждый успех ребёнка и обязательно давать ему понять, что его успехи оценены.
- Ребёнку необходимо устраивать минутки активного отдыха на занятиях. Помните, что эти дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно.
- Создавать ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
- Стараться при всём внимании к гиперактивному ребенку, внешне относится к нему так же, как и к остальным детям.
Подготовила материал учитель-дефектолог ТПМПК :Шацкова С.А.