Что делать, если ребенок никогда не занимался с логопедом, и я не знаю, надо ли?
Сразу можем сказать, что логопед нужен любому ребенку, у которого есть речевые нарушения. В первую очередь обратите внимание на звукопроизношение. Считается, что к семи годам ребенок должен выговаривать все звуки, поэтому прислушайтесь к тому, как произносит слова Ваш ребенок.
Итак, нарушено звукопроизношение. Чаще нарушены звуки с, з, ш, ж, р, л.
Нарушение может затрагивать слоговую структуру слова: вместо лопата – папата, не велосипед, а висипед, а еще мотолок, калбук.
Фонематическое недоразвитие может проявляться в трудностях различения звуков: изолированно все звуки ребенок произносит верно, а в словах – смешивает. (По леке прыра родка. )
Может быть не полностью усвоен грамматический строй речи: дети неправильно согласовывают слова в роде, числе, падеже (Например: много глазов, нет ухов. Он взяла и сломала.); пропускают и неверно используют предлоги (Мы приехали машине. Картина висит над стеной.)
Нуждается в помощи логопеда и заикающийся ребенок.
Подумайте, может, стоит сходить на прием к неврологу. Невролог – это именно тот врач, который помогает в преодолении некоторых речевых нарушений.
Дети группы риска по возникновению нарушений письменной речи.
В некоторых случаях нарушения устной речи могут впоследствии проявляться в письменной речи.
На письме первоклассник может пропускать, добавлять, изменять буквы, слоги («форик» - фонарик, «ковора» - корова, «сытол» - стол), путать печатные и рукописные буквы, неверно располагать элементы букв или путать буквы, схожие по написанию (и/ш, ш/м, б/д, Е/З, х/ж, ш/щ: «дудлик»- бублик, «Зль» - Ель) и т.д.
При чтении может также допускать много ошибок, не соблюдать интонацию, читать медленно. НО! Торопить тоже не стоит. Оптимальной является скорость чтения 80-100 слов, независимо от возраста.
Иногда дети не понимают прочитанное, искажают события и их последовательность при пересказе, привносит что-то новое. Например, в рассказе про оленя и льва ребенок может заменить льва на волка; и уже не лев за оленем, а олень за львом гонится.
Что можно делать сейчас?
Больше разговаривайте с ребенком, внимательно выслушивайте его, играйте в различные игры (особенно, в игры с правилами, в игры со словами), хвалите за успехи, самостоятельность, настойчивость; искренне радуйтесь общению с ним.
Надо соблюдать несколько простых правил: не торопить ребёнка, давать ему высказаться, не форсировать речевое развитие, то есть читать книги и разучивать стихи в соответствии с его возрастом. Очень важно соблюдать режим дня, полезно давать возможность отдохнуть и восстановиться нервной системе ребенка (на какое-то время исключать разговоры, музыку, телевизор, компьютер). Это может быть 10 минут, полчаса, час. Все зависит от потребностей.
И если что-то Вас беспокоит или настораживает в речи ребенка, найдите время и сходите на консультацию к логопеду.
Учитель-логопед ТПМПК «МАГИСТР» Ю. А. Оборина