15 марта в большом зале мэрии города Новосибирска состоялось расширенное заседание рабочей группы по реализации городского проекта «Комплексная модель профилактики кризисных ситуаций в муниципальной системе образования города Новосибирска».
Участие в мероприятии приняли заместитель мэра города Новосибирска Валерий Александрович Шварцкопп, начальник департамента образования мэрии города Новосибирска Рамиль Миргазянович Ахметгареев, заместитель начальника департамента образования – начальник управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса мэрии Елена Юрьевна Кащенко, директор МКУДПО «ГЦОиЗ «Магистр» Нина Александровна Склянова, доцент кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО НГМУ, кандидат медицинских наук Татьяна Александровна Шпикс, специалисты городского центра образования и здоровья «Магистр», руководители образовательных учреждений – участников городского проекта.
«Мы находимся в начале этого сложного пути, целью которого является снижение количества кризисных ситуаций в системе образования, создание безопасной психологической среды в каждой школе. И профилактическая работа сегодня должна играть самую важную роль, – отметил начальник департамента мэрии города Новосибирска Рамиль Миргазянович Ахметгареев, обращаясь к участникам круглого стола. – Разработке комплексной модели предшествовала масштабная многолетняя профессиональная работа департамента образования со специалистами Городского центра «Магистр» во взаимодействии с ведущими экспертами Новосибирской области по вопросам сохранения психического здоровья несовершеннолетних. Была проведена тщательная работа по подготовке участников проекта, сопоставительный анализ по результатам социально-психологического тестирования, системная аналитическая работа по предотвращению и сопровождению кризисных ситуаций. И я уверен, что каждой школе города этот опыт будет очень полезен».
Комплексную модель профилактики кризисных ситуаций в муниципальной системе образования города Новосибирска представила Нина Александровна Склянова, директор МКУДПО «ГЦОиЗ «Магистр». Модель состоит из трех направлений деятельности, которые включают в себя информационную, просветительскую и методическую работу с несовершеннолетними, родителями и педагогами с целью профилактики кризисных ситуаций; оказание психологической и социально-педагогической помощи; анализ данных психологического тестирования несовершеннолетних, с целью раннего выявления предпосылок формирования различных видов девиантного поведения; разработку программ и проектов по профилактике кризисных ситуаций; оказание методической и психологической помощи педагогам, с целью выявления детей, нуждающихся в экстренной психологической помощи.
О ходе реализации программы «Психогенетика девиантного поведения подростков в условиях образовательной организации» участников встречи проинформировали Мария Александровна Гладких, заведующий отделом кризисной психологии МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», и Константин Александрович Бакулин, проректор по воспитательной и социальной работе, руководитель департамента воспитательной и социальной работы ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, кандидат медицинских наук.
Проект разработан специалистами МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», Институтом цитологии и генетики СО РАН и ООО «ВедаГенетика».
Содержание программы заключается в определении группы повышенного внимания из числа обучающихся школ на основе психологических исследований и генетических методов выявления рисков, связанных с девиантным поведением. По результатам специалистами проводится коррекция психологического консультирования с учетом генетических данных, составляются индивидуальные маршруты по сопровождению детей группы риска, в том числе даются рекомендации по методикам усвоения материала, выбору хобби, вида физической активности ребенка, профессии. В образовательных организациях проводятся практико-ориентированные семинары для педагогов и родительские собрания.
Психологическую диагностику в ходе проекта прошли 1797 школьников. В состав фокус-группы в рамках психогенетического исследования вошли 56 учащихся из шести образовательных организаций города Новосибирска – по желанию.
Первые итоги реализации направления по оказанию психолого-медико-педагогической помощи субъектам образовательных отношений в посткризисный период озвучили Наталья Александровна Юшкова, заместитель директора по научно-методической работе МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», и Валентина Анатольевна Макашева, главный детский специалист-психиатр Новосибирской области, кандидат медицинских наук.
Специалистами департамента образования мэрии города Новосибирска, Городского центра «Магистр» и Новосибирского областного детского клинического психоневрологического диспансера проведены установочный семинар для руководителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения базовых школ – участников проекта, обучающие семинары для педагогов по психолого-педагогической диагностике учащихся и взаимодействию с родителями. По результатам факториального анализа в 5-11 классах подготовлены рекомендации для учащихся, родителей, педагогов и психологов.
Муниципальную программу «Развитие жизнеспособности обучающихся в общеобразовательных организациях города Новосибирска» представили Екатерина Владимировна Шустова, заведующий отделом практической психологии МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», и Ольга Олеговна Андронникова, декан факультета психологии ФГБОУ ВО НГПУ, кандидат психологических наук.
Программа представляет собой комплекс мер, направленных на поддержку и формирование у обучающихся набора стабильных личностных черт, связанных с жизнеспособностью.
В завершение участники городского проекта смогли обменяться мнениями, обозначить перспективы дальнейшей работы и задать экспертам интересующие вопросы.