24 августа 2021 г. прошла стратегическая сессия «Вариативность образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной системе образования города Новосибирска»

 24.08.2021 г. состоялась стратегическая сессия «Вариативность образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной системе образования города Новосибирска».

На сессии присутствовали заместители руководителей, специалисты сопровождения, кураторы инклюзивного образования дошкольных образовательных организаций, образовательных организаций, учреждений дополнительного образования.

Стратегическую сессию приветственными словами открыли Ольга Анатольевна Прасолова, начальник отдела общего образования департамента образования мэрии города Новосибирска и Нина Александровна Склянова, директор МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», д.м.н., профессор, Почетный работник общего образования РФ.

В рамках стратегической сессии шла речь о современной стратегии развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, о создании системы непрерывного эффективного образования этой категории обучающихся, о приоритетных направлениях в развитии инклюзивного образования, о развитии системы специального и инклюзивного образования лиц с ОВЗ. Какова стратегия развития инклюзивного образования? Какие ключевые задачи стоят перед ОО, реализующими инклюзивную практику? Ответы на эти вопросы – прозвучали в выступлении Натальи Александровны Кузь, доценту, кандидату педагогических наук, заведующему кафедрой теории и методики дошкольного образования Новосибирского государственного педагогического университета.

С целью повышения качества инклюзивного образования в муниципальной системе образования города Новосибирска через организацию сетевого взаимодействия образовательных организаций специалисты МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» под руководством департамента образования реализуют городской проект «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска». Центр «Магистр» в рамках проекта осуществляет координацию деятельности дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования, вошедших в проект, обеспечивает методическое сопровождение их деятельности. Результаты реализации данного Проекта в 2020-2021 учебном году представила Екатерина Петровна Фур, заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр».

МБОУ СОШ «Перспектива» уже несколько лет реализует практику инклюзивного образования. С августа 2020 года школа работает по направлению взаимодействия с детскими садами Октябрьского и Центрального районов, с целью реализации практики инклюзивного образования через систему преемственности с ДОО. Достаточно успешный опыт по формированию преемственности между школой «Перспектива» и ДОО Октябрьского района представила Ольга Сергеевна Ерофеева – учитель-логопед МБОУ СОШ «Перспектива».

Ирина Станиславовна Субботина, заведующий ТПМПК, рассказала об  актуальных вопросах психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях города Новосибирска.

Обследование ребенка с ОВЗ на ПМПК можно рассматривать как начало комплексного психолого-педагогического сопровождения. Фактически ПМПК является инициатором изменений в образовательной организации и в системе образования в целом. В реальных условиях развития инклюзивной практики ПМПК становится основным механизмом регулирования деятельности образовательных организаций по созданию специальных условий и адаптации образовательной программы для детей с ОВЗ.

Далее рассматривался вопрос кадрового потенциала специалистов психолого-педагогического сопровождения как условия формирования инклюзивного образования в городе Новосибирске.

В современных условиях система образования приспосабливается к нуждам каждого ребенка с разными образовательными потребностями. Это требует от педагогов образовательных организаций высокого уровня профессиональных компетенций: умения прогнозировать, профессионально проектировать и реализовывать индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения различных категорий обучающихся, основанные на знании психофизических и индивидуальных особенностей каждого с учетом актуального уровня его развития.

На всех уровнях образования наблюдается дефицит специалистов психолого-педагогического сопровождения, в первую очередь – дефектологов для работы с детьми с ОВЗ.

Какова современная ситуация с кадровым обеспечением? В какой мере сегодня школы обеспечены квалифицированными специалистами сопровождения? Как решается вопрос повышения квалификации педагогических работников? Ответы на данные вопросы дала Наталья Александровна Юшкова, заместитель директора МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр».

В конце сессии прошла дискуссия, которая посвящена вопросам реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья на специальное (коррекционное) образование.

Директора специальных (коррекционных) и инклюзивных школ отметили важность обсуждаемых на сессии вопросов, внесли свои предложения в резолюцию.

В заключительной части сессии Ольга Анатольевна Прасолова и специалисты центра «Магистр» дали квалифицированные ответы на множество вопросов участников сессии.

В резолюцию сессии было предложено внести следующие предложения:

  1. Дальнейшее развитие проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска»
  2. Дальнейшее решение вопросов кадрового обеспечения образования обучающихся с ОВЗ, в том числе и создания условий для повышения профессиональной компетентности всех специалистов системы образования, которые владели бы не только обширным объемом теоретических знаний, но и большим арсеналом приёмов коррекционно-развивающего обучения.
  3. Открытие коррекционных классов в общеобразовательных организациях, что позволит снять проблему отсутствия мест в коррекционном образовании, не допускать случаев немотивированного перевода детей с ОВЗ на надомную форму обучения, а также даст родителям возможность выбора образовательного маршрута для своего ребенка.

Осуществление  мониторинга создания специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК с целью оказания методической помощи образовательным организациям и своевременной корректировки ранее данных рекомендаций.

1. Кузь Н.А._выступление 24.08.21

2. Фур_Городской педагогический Совет

3. Ерофеева_Перспектива_Реализация приемственности инкл.образовани

4. Субботина ИС_стратегическая сессия

5. Юшкова ИО_24.08.2021

Запись трансляции:

Posted in Новости.