Методология психологической службы

В нашей стране первый опыт практического использования психологии в обучении и воспитании детей возник в начале XX в.

Выдающимся исследователем и организатором педагогической психологии был Александр Петрович Нечаев (1870 -1948). В центре внимания Нечаева были вопросы связи между психологией и педагогикой, задачи психологического изучения школьников, особенности умственной работы учащихся, рациональная организация учебного дня, гигиенические требования к учебному процессу.

В 1901 г. Нечаев создал при Педагогическом музее в Петербурге первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии. Она стала не только научно-исследовательским учреждением, но и научно-организационным центром. Здесь изучались процессы ассоциации и их характер в различные возрастные периоды, особенности внимания и памяти учащихся, развитие их интересов, скорость умственной работы и т.д. В 1904 г. при лаборатории были открыты первые в России педологические курсы. На курсах читались многочисленные циклы лекций, охватывающие разные стороны детской жизнедеятельности (анатомию, физиологию, антропологию, общую психологию, психологию ребенка, учение о характерах и др.), проводились занятия по технике психологического эксперимента и основам статистических методов. Для слушателей были организованы практические занятия.

В 1908 г. под редакцией А. П. Нечаева и Н. Е. Румянцева стал издаваться "Ежегодник экспериментальной педагогики". Нечаев явился инициатором созыва всероссийских съездов но педагогической психологии, которые состоялись в 1906 и 1909 гг.

Первые попытки формирования школьной психологической службы в России были предприняты после Октябрьской социалистической революции (1917) в рамках педологии, сочетавшей психологический, анатомо-физиологический, биологический и социальный подходы к изучению ребенка.

У истоков российской педологии были А. П. Нечаев, И. А. Арямова, М. Я. Басов,  П. Блонский.

Распространение педологии в России в 1920—1930-х гг. сопровождалось дискуссиями о ее задачах и методах. Работы по педологии содержали ценный материал по проблемам детства. Была организована подготовка педологов, в рамках которой они получали знания по психологии, педагогике, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, социологии. Педологи работали в школах, детских садах, подростковых объединениях.

Многие крупные ученые — педагоги, педологи и психологи — возражали против широкого использования в школе тестов, научная обоснованность которых была ненадежна. Результатом этой критики стало печально известное Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. "О педологических извращениях в системе наркомпросов", и педология была объявлена вредной наукой. Только в конце 1960—1980-х гг. в нашей стране возобновился поиск форм практического участия психологов в работе школы.

С начала 1980-х гг. происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Развернулось активное изучение научных основ, обсуждение возможных форм и методов работы практических психологов в школе.

В 1988 г. вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во всех учебно - воспитательных учреждениях страны. Это стало правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

Проблемами психолого - педагогического сопровождения детей в образовательном процессе занимались и занимаются  многие ученые. Но хотелось бы отметить огромный вклад  советского и российского психолога, специалиста по возрастной психологии Дубровиной Ирины Владимировны. Ирина Владимировна доктор психологических наук, профессор. Действительный член РАО. Главный научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО. Профессор кафедры педагогической психологии факультета образования Московского государственного психолого-педагогического университета.

В ее работах впервые стал предметом систематизированного научного исследования переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Анализировалось развитие познавательной сферы, самосознания и другие аспекты личности.

И.В. Дубровина руководила изучением особенностей психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, в результате чего были выявлены причины особого типа личности детей в интернатах. Выступала одним из инициаторов внедрения школьной психологической службы. Руководила разработкой «Положения о психологической службе образования» и Положений о центрах психологических служб. Исследуя проблему психологического благополучия школьников, исследователь пришла к выводу, что психологическое здоровье возникает не само по себе, а является результатом обучения и воспитания детей и школьников на каждом этапе личностного развития. Психологическое здоровье взрослеющего человека связано с характером и уровнем его психического развития, а также с его психологической грамотностью и психологической культурой.

Основные труды:

  • Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Кругловой. М.: Педагогика, 1988. 190, [2] с.
  • Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. 169 с.
  • Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. 264 с.
  • Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. 230 с.
  • Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. тр. памяти Л. И. Божович / под ред. И. В. Дубровиной. М.: АПН СССР, 1991. 159 с.
  • Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. 303 с.
  • Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Федерал. ин-т социол. образования, 1994. 87 с.
  • Младший школьник: Развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2003. 206, [1] с.
  • Практическая психология образования: учебное пособие / под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
  • Психология: учебное пособие / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. М.: Академия, 2004. 460, [1] с.
  • Практическая психология в лабиринтах современного образования. М.: Московский психолого-социальный ун-т : Изд. дом РАО, 2014. 455 с.
  • Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: учебное пособие. СПб.: Нестор-История, 2016. 180 с.[3].

Рожков Михаил Иосифович – следующий, о ком хотелось бы упомянуть. Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (2002), лауреат премии Правительства РФ (2002, 2008), лауреат премии Ленинского комсомола (1989).

В 1980 г. окончил аспирантуру НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, затем работал в институте профессионально-технической педагогики АПН СССР (Казань, 1980—1993), пройдя путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией. По его инициативе при Ярославском государственном педагогическом университете был создан Институт педагогики и психологии, который возглавлял в 1996—2011 гг. В настоящее время главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО.

Автор 430 научных работ, в том числе статей в педагогической энциклопедии и энциклопедии профессионального образования, 69 книг; многие из работ допущены или рекомендованы Министерством образования в качестве учебников и учебных пособий для вузов.

Избранные труды:

  • Общие основы педагогики. — М.: Владос, 2002.
  • Общие основы педагогики : учебник для студентов высш. учебных заведений [печатный текст] / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 160 с.: таблицы; 21 см+ табл.. - (Учебник для вузов) .- Словарь с.146 - 159.- Библиография в подстрочных примечаниях.- Библиография в конце каждой главы.- 10000 экземпляров . - ISBN 5-305-00043-2
  • Теория и методика воспитания. — М.: Владос-пресс, 2004.
  • Классному руководителю. — М.: Владос, 1999, 2001.
  • Развитие самоуправления в детских коллективах. — М.: Владос, 2002.
  • Воспитание трудного ребёнка : Дети с девиантным поведением. — М.: Владос, 2001.
  • Педагогическое обеспечение работы с молодёжью : Юногогика. — М.: Владос, 2009

Значительный вклад в педагогическую науку внес Степанов Евгений Николаевич. Учился в Великолукском филиале Московского областного государственного института физической культуры, который окончил в 1980 году. В марте 1999 года защитил в Ярославском государственном педагогическом университете К. Д. Ушинского диссертацию «Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения» на соискание ученой степени доктора педагогических наук, а в июне 2001 года было присвоено ученое звание «профессор».  На данный момент работает в Псковском областном институте повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО), заведующий кафедрой теории и методики воспитания, руководитель научной лаборатории проблем воспитания.

Научные интересы: исследование наиболее сложных и актуальных проблем теории и практики воспитания, таких как определение условий и возможностей использования системного, личностно ориентированного и индивидуальностного подходов в воспитательной деятельности; принципы и технологии моделирования и построения систем воспитания детей в учебных заведениях и их структурных подразделениях; влияние воспитательного процесса на развитие индивидуальности учащихся; управление процессом воспитания в новых социально-экономических условиях развития рыночных отношений.

Подготовлено свыше 200 научных работ, большинство из них опубликовано в центральных научно-педагогических изданиях России и за рубежом. К наиболее важным публикациям можно отнести:

  • Воспитательная система сельской школы / Под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1997. – 148 с.
  • Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1998. – 122 с.
  • Моделирование воспитательной работы образовательного учреждения: теория, технология, практика. – Псков, 1998. – 263 с.
  • Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000. – 128 с.
  • Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000. – 160 с.
  • Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000. - 128 с.
  • Система воспитания сельских школьников / Под ред. Е.Н. Степанова. – Смоленск, 2000. – 104 с.
  • Классному руководителю о классном часе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М., 2002. – 128 с.
  • Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002. – 160 с.
  • Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. – М., 2007. – 160 с.
  • Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии / Под ред. Е.Н. Степанова.- М: Центр «Педагогический поиск», 2010. – 240 с.
  • Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии / Под ред. Е.Н. Степанова.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. - 208 с.
  • Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. - 320 с.
  • Системная организация процесса воспитания детей: методическое пособие /под ред. Е.Н. Степа-нова. – Псков, 2017. - 88 с.
  • Комплексные формы воспитания как эффективный механизм организации внеурочной деятельности школьников /под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 2017. - 52 с.

Одним из ведущих специалистов нашего времени является  Битянова Марина Ростиславовна (23.10.1963 г).

Марина Ростиславовна кандидат психологических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник лаборатории психологического мониторинга, профессор кафедры дифференциальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» (Москва). Профессор Московского института открытого образования.Главный редактор журнала «Классное руководство и воспитание школьников».Член Большого жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России».

В 1996 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Личностные особенности классного руководителя и эффективность руководства коллективом старшеклассников».

После окончания вуза работала в МГПУ им. В. И. Ленина (кафедра педагогической психологии), затем в МГППУ (кафедра дифференциальной психологии, Центр социально-психологических проблем детства).

Область научных и практических интересов: психология и философия образования, психологическая антропология, аксиология.

Автор модели психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе.

Автор и главный организатор известных образовательных проектов «Большая психологическая игра» и «Всероссийская Неделя школьной психологии», а также многих других психолого-педагогических проектов, ориентированных на объединение всех специалистов школы в создании развивающей образовательной среды, внедрение в школах идей антропологического подхода.

Автор 8 монографий и более 200 статей, в том числе:

  • Социальная психология (учебное пособие для вузов. СПб, 2008, 2010)
  • Практикум по психологическим играм с детьми и подростками (СПб, 2009)
  • Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников (СПб, 2009)
  • Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития (М., 2006)
  • Как измерить отношения в классе (М., 2005)
  • Профессия - школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников (М., 2000)
  • Работа психолога в начальной школе (М., 1998, 2001)
  • Организация психологической работы в школе (М., 1997, 1998)
  • Профессия - школьник. Рабочая тетрадь Издательство: Генезис, 2001 г., 96 стр.

Не менее известной является Овчарова Раиса Викторовна, доктор психологических наук, профессор, академик АПСН, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки и образования, основатель научной школы «Методология психологического сопровождения личности в педагогическом процессе». Подготовила 3 доктора наук и 30 кандидатов наук.

Текущее место работы: ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», заведующая кафедрой общей и социальной психологии.

В течение многих лет под руководством Р.В.Овчаровой проводятся фундаментальные и прикладные исследования в рамках комплексных программ Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО (проект «Психологическое сопровождение сельских подростков группы риска»), РФФИ (проект «Ранняя диагностика, профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей»), грант «Университеты России» (проект «Разработка концептуальной модели родительства как интегральной динамической и функциональной психологической структуры»), грант МОРФ (проект «Исследование субъективного образа социального мира как феноменологии социальной ситуации развития подростков»).

Является автором популярных в России книг по психологии образования, неоднократно переиздававшихся центральными издательствами; их общий тираж. Научные публикации:

  • Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М.: Академия, 2003. - 448 с.
  • Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. -М.: Изд-во М.: Московского соц.-псих. Института, 2006. - 496 c.
  • Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2007. - 479 с.
  • Овчарова Р.В., Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. - СПб.: «Амалтея», 2008. - 336 с.
  • Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя. -СПб.: «Амалтея», 2008. - 443 с.
  • Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка. - Курган.: Изд-во Курганского государственного университета, 2011. - 147 с.
  • Овчарова Р.В., Духновский С.В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса. - Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2012. - 277 с.
  • Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков. - Международное издательство «Palmarium». - Москва-Берлин, 2013. - 638 с.- более 300 тыс. экз.

Овчарова Р.В. имеет патент за пакет компьтерных психодиагностических методик «Диагностика осознанного родительства» и 8 свидетельств об отраслевой регистрации научных разработок. Она является автором уникальных психодиагностических комплексов «Диагностика нравственной сферы личности дошкольника», «Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков», признанных профессиональным сообществом и широко используемых в психологами России и стран СНГ.