Семинар «Инклюзивные модели в ДОО: опыт и перспективы»

8 декабря 2020 года в рамках проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» был проведён семинар «Инклюзивные модели в ДОО: опыт и перспективы».

Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM. Открыли встречу специалисты Городского центра образования и здоровья «Магистр»: Татьяна Дмитриевна Яковенко, руководитель сектора научно-методического сопровождения, Елена Васильевна Малахова, педагог-психолог и Наталья Геннадьевна Лискова, методист отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.

Татьяна Дмитриевна Яковенко выступила с приветственным словом, в котором осветила имеющийся научно-практический опыт формирования инклюзивной культуры и инклюзивной практики в городе Новосибирске и в Новосибирской области.

Она отметила, что МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» на протяжении многих лет оказывает научно-методическую поддержку образовательным организациям по формированию инклюзивной практики и развитию инклюзивного образования.  На сегодняшний день необходимо более масштабно транслировать имеющийся практический опыт инклюзивного образования в городе Новосибирске. С сентября 2020 года стартовал муниципальный проект «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска». Целью данного проекта является повышение качества инклюзивного образования в городе. Проект объединяет образовательные площадки дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования, имеющие уже свой практический опыт реализации инклюзивного образования.

Ольга Николаевна Степакова, специалист отдела дошкольного образования департамента образования мэрии города Новосибирска в своем докладе рассказала о главной задаче развития инклюзивного образования – создании единой инклюзивной образовательной среды в городе Новосибирске посредством организации инклюзивных образовательных площадок на разных уровнях образования, оказание многоуровневой поддержки и организации преемственности в развитии инклюзивного образования. Инклюзивные образовательные площадки города будут способствовать улучшению качества инклюзивного образования: развитие и расширение инклюзивного практического опыта, улучшение качества реализации адаптированных образовательных программ, повышению профессиональной компетенций педагогов и специалистов города.

Далее всем участникам семинара был представлен многолетний практический опыт построения модели инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях педагогами и специалистами МКДОУ комбинированного вида «Аленка» д/с № 406 и МКДОУ общеразвивающего вида «Радуга детства» д/с № 3.

Ольга Ивановна Хорева, педагог-психолог МКДОУ д/с № 406, в своем докладе представила систему подготовки ребенка с ОВЗ к инклюзии через ресурсную группу для детей с ЗПР.

В своем выступлении Ольга Ивановна рассказала, что в 2012г. администрация МКДОУ № 406 обратилась в МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» с просьбой об оказании научно – методической помощи в сопровождении  детей с ОВЗ, оказавшихся в «пространстве» ДОУ. Так началась совместная деятельность по отработке эффективной модели инклюзивного дошкольного образования, и сотрудники центра «Магистр» стали кураторами этой инновационной деятельности, осуществляя научно – методическую помощь и координируя её. Был реализован «Проект сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса «Шаг навстречу».

Реализация инклюзивной практики в ДОУ № 406 – процесс сложный, требующий новых решений. В ДОУ всё чаще приходят дети со сложными множественными нарушениями, которые с большим трудом адаптируются в образовательном пространстве; их «включение» в это пространство требует особой, иногда – достаточно долгой подготовки.
Поэтому в сентябре 2017 года в детском саду была открыта группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР, которая была сразу «задумана» как ресурсная для вариативного (частичного или полного) включения в общеразвивающие группы ДОУ. Командой специалистов был разработан проект «Ресурсная группа - шаг к инклюзии». Проект был рассчитан на 3 года и реализовывался в три этапа.
Далее Ольга Ивановна охарактеризовала работу по всем основным направлениям проекта. Выделила главные методы и формы  организации инклюзивной практики в ДОУ: взаимодействие родителей и педагогов, организацию работы по взаимодействию родителей особых и нейротипичных детей, организацию работы с особыми и нейротипичными детьми, повышению компетентности педагогического коллектива в вопросах инклюзивного образования. Очень подробно рассказала слушателям о функционировании в ДОУ в рамках проекта школе юных ко-терапевтов.

Итогом работы по реализации проекта станет программа, которая будет являться моделью для использования групп для детей с ЗПР как ресурсной для частичной или полной инклюзии для детей с ОВЗ. Также будут разработаны методические рекомендации по созданию и функционированию «Школы юного ко-терапевта». Вся работа по реализации прошла успешно благодаря сотрудничеству ДОУ № 406 с МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», - отметила в заключении педагог-психолог.

 

Юлия Анатольевна Надеева, старший воспитатель и учитель-дефектолог Жанна Юрьевна Кадрова МКДОУ д/с № 3 представили практический опыт реализации инклюзивной модели в рамках реализации проекта «Модель организации инклюзивно-развивающей среды в ДОУ».

 

Учитель-дефектолог Жанна Юрьевна Кадрова в своем докладе подробно рассказала о реализации данного проекта. Проект «Модель организации инклюзивно-развивающей среды в ДОУ» был разработан с учетом анализа внутренней и внешней среды в ДОУ и с целью создания условий, способствующих полной реализации возможностей и способностей детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных и психофизических возможностей.

 

Содержание проекта реализуется через создание инклюзивного образования в разных формах и методах работы. Одной из таких форм стало разработка и реализация мини - проектов.

О проекте «обратной» инклюзии «Вдохновение» рассказали в своем выступлении воспитатель компенсирующей группы Ирина Владимировна Лапшина и учитель-дефектолог Евгения Сергеевна Скродер. Для реализации данного проекта были разработаны мероприятия, которые способствовали совместному взаимодействию детей с нормой развития и детьми с ОВЗ. Каждая категория детей получила свой личный опыт социального общения, поведения в окружающем пространстве. Нормотипичные дети привыкали быть в одной среде с детьми с ОВЗ, получая позитивный опыт общения с ними. А в свою очередь особым детям это дало возможность следовать за своими сверстниками и учиться у них, получать поддержку и помощь.

Далее педагоги рассказали о минипроекте «Включи меня». Создание данного проекта позволило организовать обеспечение преемственности между МКДОУ д/с № 3 и МАОУ СОШ № 218 через координацию деятельности педагогов ДОО и ОО по подготовке детей к школьному обучению.  В процессе реализации этого проекта у детей прошло много интересных встреч. Они как-будто смогли заглянуть в будущее, смогли задать волнующие их вопросы учителям и первоклассникам. Научились не теряться и не бояться в пространстве школы. Для детей с ОВЗ была создана возможность проверить свои силы и готовность к предстоящему школьному обучению. Также и родителям детей с ОВЗ была предоставлена возможность посетить школу и задать волнующие вопросы.

На семинаре присутствовала Елена Борисовна Диринг, начальник отдела дошкольного образования департамента образования мэрии города Новосибирска.   Елена Борисовна задавала вопросы докладчикам, а в заключении сформулировала предложения и замечания по повышению эффективности реализации инклюзивных практик в ДОО.

По окончанию встречи специалисты и педагоги ДОО могли задать свои вопросы выступающим в чат. Встреча прошла в доброжелательной и конструктивной обстановке. Все присутствующие отметили высокий уровень профессионализма коллег из МКДОУ комбинированного вида «Аленка» д/с № 406 и МКДОУ общеразвивающего вида «Радуга детства» д/с № 3:

«Большое спасибо! Все очень интересно и полезно!». МАДОУ д/с № 59

«Огромное спасибо всем выступающим». МАДОУ д/с № 100

«Большое спасибо всем коллегам, кто подготовил и провел семинар. Очень интересная и полезная для нас всех информация». МАДОУ д/с № 70.

На семинаре присутствовало 116 педагогов.

 

Семинар «Инклюзивные модели в ДОО: опыт и перспективы»

Семинар «Инклюзивные модели в ДОО: опыт и перспективы»

Семинар «Инклюзивные модели в ДОО: опыт и перспективы»

Posted in Новости.