Семинар «Реализация модели «Ресурсный класс»

28 января 2021 года в рамках городского проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска» состоялся семинар «Реализация модели «Ресурсный класс»

Встреча проходила в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM. Открыли встречу специалисты Городского центра образования и здоровья «Магистр»: Екатерина Петровна Фур, заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», Елена Ивановна Субботина, педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», Татьяна Дмитриевна Яковенко, руководитель сектора научно-методического сопровождения МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр». Светлана Игоревна Лозовская, специалист отдела общего образования департамента образования мэрии города Новосибирска, поприветствовала участников семинара, пожелав приятной и продуктивной работы.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Образовательный центр - гимназия № 6 «Горностай» (Советский район) представило свой уникальный опыт реализации инклюзивного образования.

С приветственным словом к участникам семинара  обратилась Ирина Германовна Путинцева, директор ОЦ «Горностай», почетный работник общего образования РФ, заслуженный работник образования НСО.

 

Ирина Германовна представила возглавляемое ей учреждение, рассказала о концепции стратегии ОЦ на 2018-2023 годы, о сложившейся системе  реализации инклюзивной практики в  ОЦ «Горностай».  Далее Ирина Германовна представила совместный проект ОЦ «Горностай», Новосибирского государственного университета (НГУ), Центра помощи детям «Диада+1», АНО «Атмосфера», школы «Перспектива» и Фонда содействия решению проблем аутизма в  России «Выход» -  образовательную модель «Ресурсный класс». Это уникальный  проект, опыт его реализации чрезвычайно важен для  системы муниципального инклюзивного образования.  Международным стандартом обучения считается наименее ограничивающее окружение, возможное для конкретного ученика на данном этапе адаптации, а эффективность такого обучения достигается посредством индивидуальной работы. Именно поэтому в инклюзивном образовании особенно важно опираться на потребности каждого ребенка в отдельности, предоставляя возможность перехода из одних образовательных условий в другие по мере его развития.

Подробно о реализации модели «Ресурсный класс»  рассказала Екатерина Евгеньевна Глебова, педагог-психолог, тьютор, поведенческий специалист.

Это специальная образовательная модель, позволяющая ученику сочетать индивидуальное образование и инклюзивное обучение. Дети, посещающие ресурсный класс, обучаются по индивидуальным образовательным программам, составленным на основании тестирования и соответствующим рекомендациям ПМПК. Ученики ресурсного класса включаются в общеобразовательную среду постепенно, посещают уроки по школьным предметам, которые они могут изучать вместе со сверстниками. На уроке в общем классе ученика сопровождает тьютор, который помогает в адаптации и выполнении заданий, общении с одноклассниками, поддерживает желательное и социально-приемлемое поведение ребенка. В ресурсном классе ученики занимаются индивидуально (с тьютором) и в группах на фронтальных уроках (с учителем ресурсного класса), обучаясь как академическим, так и социальным навыкам.

Для реализации модели «Ресурсный класс» необходима высокопрофессиональная команда специалистов, владеющих  методами, основанными  на ПАП (прикладном  анализе  поведения).

Анна Николаевна Трубицына, поведенческий аналитик, куратор ресурсных классов, руководитель курса «Основы прикладного анализа поведения» (НГУ) рассказала о созданном в 2018 году при поддержке Фонда президентских грантов и Новосибирского государственного университета на базе ОЦ «Горностай»  центра практической подготовки специалистов (ЦППС).

Этот проект направлен на решение проблемы дефицита педагогических кадров, владеющих эффективными методиками обучения  детей с РАС и имеющими опыт практической работы.

Анна Николаевна  рассказала, что подготовка специалистов в рамках  проекта  включает в себя  лекционный 14-часовой  онлайн-курс  «Основы прикладного анализа поведения для работы в ресурсном классе для детей с РАС» и  промежуточную аттестацию (тестирование) по основным темам курса.   Слушатели, освоившие теоретический курс и успешно прошедшие промежуточную аттестацию,  проходят  стажировку в  РК ОЦ «Горностай».

В рамках проекта прошли обучение 150 педагогов коррекционных и общеобразовательных школ г. Новосибирска, 23 педагога  стажировались  в ОЦ «Горностай.

Безусловно, «правильная» инклюзия важна не только для детей с особыми потребностями. Сверстники учатся понимать и принимать любых учеников, педагоги успешнее обучают детей с разными способностями и стилями научения. Ценности, которые прививаются учащимся в инклюзивном классе, имеют важное значение для всех детей. Принятие и понимание друг друга – одна из главных целей образовательного процесса. Образовательный центр «Горностай» на постоянной основе реализует для детей, родителей и педагогов мероприятия разных форм, направленные на  понимание  особенностей людей с РАС. Именно об этом рассказывали все следующие спикеры семинара.

Елена Владимировна Макарова, учитель начальных классов, делясь опытом работы в классе, где учатся дети с РАС, акцентировала внимание на необходимости подготовительной работы в классе с нормотипичными детьми и с их родителями.

Елена Владимирована рассказала об очень интересной форме работы в гимназии, показавшей свою эффективность в социализации детей с РАС, -   летнем пришкольном лагере. Елена Владимировна рассказала, что «ежедневно с детьми проводились занятия по лепке, ИЗО, физической культуре, отрабатывались и бытовые навыки. Именно освоение бытовых навыков является для учеников с РАС одной из главных проблем».

Мария Викторовна Пивоварова, тьютор ресурсного класса, представила ещё одну интересную форму работы, реализуемую педагогами ОЦ «Горностай», -  открытый урок «Открой свое сердце». Он проходил в апреле для учащихся начальных классов и был направлен на формирование принятия, понимания людей с РАС. Самым эмоционально значимым  моментом для нормотипичных соучеников ребят с РАС стал просмотр мультфильма о синем мишке Петруше, которого в завершении мероприятия слепил из полимерной глины каждый ребёнок. Мишку  как символ РАС «придумал» Фонд содействия по решению проблем аутизма в России «Выход».  Мария Викторовна предложила всем участникам семинара посмотреть видеофильм «Открой свое сердце» об этом уроке.

О подобной акции для учеников старших классов и педагогов - мероприятии «Open space» -  очень подробно, практически - предоставив методические рекомендации для проведения  такого мероприятия, рассказала участникам семинара Менги Даниловна Камаа, тьютор, поведенческий специалист.

«Инклюзия становится возможной и действительно эффективной, когда учтены интересы всех участников процесса: детей, родителей, педагогов, когда каждый взрослый включен в процесс и заинтересован в успешном развитии наших детей» - это твёрдое убеждение всех педагогов ОЦ «Горностай».

По окончании встречи присутствующие на мероприятии специалисты и педагоги ОО могли задать вопросы выступающим в чат.

Семинар, по отзывам участников, представлял большой практический интерес. Модератор встречи Екатерина Петровна Фур выразила огромную благодарность коллективу ОЦ «Горностай» за предоставленную возможность знакомства с уникальной формой инклюзивной практики.

Количество участников семинара – (86 подключений).

Семинар «Реализация модели «Ресурсный класс»

 

Posted in Новости.