14.03.2023 г. в рамках деятельности муниципального методического объединения учителей-дефектологов города Новосибирска, на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа-интернат №37» состоялся научно-практический семинар «Нормативно-правовое и методическое сопровождение деятельности учителя-дефектолога в образовательной организации». В семинаре приняли участие 92 специалиста образовательных организаций города, что говорит об актуальности тематики заявленных выступлений.
Открыла семинар Зайцева Ирина Анатольевна, директор МБОУ С(К)ШИ № 37 . Она сердечно приветствовала всех присутствующих в зале гостей, представила специальную (коррекционную) школу-интернат №37 как базовую площадку ММО учителей-дефектологов, и выразила надежду на то, что результатом работы семинара станет, прежде всего, выработка стратегии взаимодействия учителей-дефектологов города Новосибирска в организации сопровождения детей с ОВЗ по единой нормативно-правовой базе.
Работу пленарной части семинара открыла Максютова Тамара Александровна, учитель – дефектолог МБОУ С(к)ШИ № 37, руководитель ММО учителей-дефектологов города Новосибирска. Она рассказала о роли и месте методического объединения учителей-дефектологов в системе муниципальной методической службы и представила краткий анализ результатов работы ММО за прошедший период.
По организационно - техническим вопросам аттестации педагогических работников на территории Новосибирской области выступила Лихоманова Наталья Романовна, начальник отдела аттестации НИПКиПРО. Она обратила внимание присутствующих на основные изменения в проведении процедуры аттестации учителей-дефектологов, а также обозначила типичные ошибки в процессе подготовки документов аттестующимися педагогами. Наталья Романовна поделилась с присутствующими обширной нормативной базой, регламентирующей и сопровождающей процесс аттестации педагогических работников.
Доклад по теме: «Анализ требований к ведению образовательной организацией единой базы учёта детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью на территории Новосибирской области» представила Богданова Наталья Александровна, методист МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр». Наталья Александровна поделилась практическим опытом работы в ГИС БД ОВЗ, подробно рассказала о нормативных документах, регламентирующих деятельность ГИС БД ОВЗ, разъяснила порядок внесения информации о детях и специалистах в базу данных, о принятии выписки из ИПРА. Также специалистом были даны разъяснения о типичных ошибках при работе с информационной системой.
Боровкова Надежда Сергеевна, педагог-психолог ТПМПК МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», куратор ММО учителей-дефектологов, представила доклад по теме: «Выявление профессиональных дефицитов начинающих учителей-дефектологов города Новосибирска». Надежда Сергеевна представила анализ проведенного анкетирования учителей-дефектологов г. Новосибирска, привела обобщенные статистические данные по имеющимся профессиональным дефицитам, факторам риска в работе начинающих специалистов, а также предложила стратегические пути решения выявленных проблем. Докладчик отметила, что данные исследования могут быть использованы в дальнейшем для формирования дорожной карты по сопровождению профессиональной деятельности начинающих специалистов-дефектологов города Новосибирска.
Опытом работы образовательной организации в формировании системы наставничества поделилась Никулина Светлана Николаевна, учитель-дефектолог МБОУ С(К)Ш № 107. В своем докладе «Нормативно-правовое сопровождение деятельности учителя-дефектолога по развитию системы наставничества в образовательной организации», а также опираясь на свой опыт действующего наставника, Светлана Николаевна представила систему (целевую модель) наставничества педагогических работников и управленческих кадров МБОУ С(К)Ш № 107, и познакомила участников семинара с индивидуальным планом работы наставника в ОО.
Чугунова Людмила Леонидовна, методист, учитель математики МБОУ С(К)ШИ№ 37 представила доклад «Нормативно-правовое и методическое сопровождение деятельности педагогов в ОО по формированию функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность». В докладе Людмилой Леонидовной рассматривались вопросы формирования функциональной грамотности у детей с ОВЗ на разных уровнях образования, а также были представлены нормативные документы, регламентирующие процесс решения задач формирования функциональной грамотности обучающихся (федеральные, региональные, институциональные).
В видео-докладе «Стратегические приоритеты методической службы: институциональный уровень» Анна Викторовна Молокова, доктор педагогических наук, проректор по научно-методической работе и цифровизации, заведующий кафедрой ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО., представила разъяснения по структуре модели методической работы ОО, инновационным формам организации деятельности методических служб. Анна Викторовна представила часть задач, которые решаются именно на институциональном уровне: формирование системы непрерывного профессионального развития педагогов, выявление и ликвидация профессиональных дефицитов педагогических кадров, оказание адресной помощи в формировании индивидуального маршрута профессионального совершенствования, формирование многовекторной системы наставничества, развитие сетевых профессиональных сообществ и совершенствование сети методических объединений педагогов на базе ОО.
В завершении работы семинара Максютова Тамара Александровна, руководитель ММО учителей-дефектологов, учитель-дефектолог МБОУ С(К)ШИ № 37, поблагодарила докладчиков и предложила слушателям принять участие в рефлексивной оценке мероприятия.
По результатам прослушанных докладов было высказано много положительных отзывов о практической значимости полученного опыта, его актуальности, о готовности использования полученных знаний в профессиональной деятельности. По результатам проведенной рефлексивной оценки выявилось, что участники семинара отмечают актуальность, полезность и новизну полученной информации. Также была отмечена достаточно высокая степень удовлетворенности от данного семинара.
По завершении семинара гости выразили благодарность организаторам семинара, специалистам МБОУ С(к)ШИ № 37, высказали мнение, что актуальность обсуждаемых проблем очевидна для всех специалистов коррекционного сопровождения детей с ОВЗ.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПЕДАГОГОВ ПРИ ПОДАЧЕ ДОКУМЕНТОВ НА АТТЕСТАЦИЮ
Выявление профессиональных дефицитов начинающих учителей-дефектологов города Новосибирска
Анализ требований к ведению образовательной организацией «Единой базы учёта детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью на территории Новосибирской
области»