Известный российский ученый, мыслитель, врач Влаиль Петрович Казначеев внес существенный вклад в научную доктрину образования в России. Ему удалось раскрыть неизученную проблему взаимосвязи образования, просвещения и здоровья нации. Здоровье нации он рассматривает как главный продукт социально-исторического образования, продолжая лучшие традиции размышлений о судьбах образования и исторического самочувствия нации, ее будущего со стороны русских ученых, таких как В.И. Вернадский, Д.И. Менделеев, А.Л. Чижевский.
Образование в России определено В.П. Казначеевым как ведущий механизм развития российского общества, его общественного интеллекта — науки, культуры и самого образования, как основа воспроизводства духовного потенциала России, всестороннего, гармоничного, творческого, универсально-целостного, профессионального становления и развития личности в российском обществе — патриота, гражданина, специалиста, нравственно-духовного человека, как основа национальной безопасности России.
По мнению Влаиля Петровича, моделью образования XXI в. становится образовательное общество, в котором образование эспансируется на все сферы экономики, жизни общества. «Быть образовательной системой» становится главной функцией любых организационных систем в обществе. Образовательное общество — это общество, в котором социальный институт образования становится ведущим в жизни общества, определяя восходящее воспроизводство качества человека и качества общественного интеллекта, обеспечивающий устойчивость социоприродной эволюции.
Образование в его сопряженности с категорией просвещения выступает как механизм его динамики, эволюции. Образование по Казначееву как «передача накопленных знаний и навыков с раннего детства сопрягается с просвещением и реализуется через воспитание». Важным является положение, что воспитание рассматривается как неотъемлемый компонент социального института образования. В.П. Казначеев подчеркивает возрастание социогенетической функции образования, т. е. функции обеспечения потока движения культуры, потока просвещения, «воспитания мировоззрения в преемственности поколений», и, следовательно, функции потока движения общественного интеллекта. Центральным звеном в этом потоке выступает, по В.П. Казначееву, и «мировоззрение, направленное на обеспечение и сохранение здоровья нации или рода, или семьи», как «основа всей планетарной эволюции». Вклад разработанной Влаилем Петровичем Концепции в Доктрину российского образования состоит в глубокой концептуально-методологической проработке триады: «здоровье нации — просвещение — образование»
Сегодня, на переломном этапе истории России, как полагает академик В.П. Казначеев, когда былая великая держава не только не прирастает, но теряет каждый год сотни тысяч своей численности, когда здоровье всех и каждого катастрофически ухудшается, механизмы спасения связаны, прежде всего, с осознанием губительных причин, с устремлением мысли к положительному эволюционному знанию, к претворению этого знания в системах просвещения и образования.
Определение здоровья — труднейший методологический и научный вопрос. Различные поля наук и различные специалисты и практики видят в здоровье предмет исследования с точки зрения сохранения, развития и усовершенствования тех показателей, тех свойств, которые данная наука относит в пределах своих рамок к понятию здоровья.
При непосредственном участии В.П. Казначеева Сибирский филиал Академии медицинских наук организовал экспедиции на Север, в Арктику, в степные и горно-таежные районы Сибири. Постепенно собирался материал по проблеме адаптации при хронических напряжениях. Позже она была представлена на международной арене. Приоритеты В.П. Казначеева и сибирских ученых здесь очевидны. Довольно быстро Сибирское отделение подключилось к вопросам освоения Космоса, поскольку многие проблемы были общими. Если в первом космическом полете Ю. Гагарин испытывал острый стресс, то в дальнейшем пребывании в космосе процесс напряжений становился уже хроническим. Встал вопрос о хронической адаптации в экстремальных и суперэкстремальных условиях. Социальный заказ в России, в Сибири стал смыкаться с социальным заказом международной космонавтики. Благодаря общности исследований хронических напряжений стали налаживаться мосты взаимодействий с космическими программами НАСА и некоторыми европейскими центрами.
В процессе углубленного изучения адаптации академику В.П. Казначееву с группой ученых удалось выяснить, что у человека наступает такое состояние, когда он, как правило, еще может выполнять работу, реализовывать свои психические, физические и другие ресурсы, однако находится в динамике хронического напряжения. Естественно, что подобная ситуация заметно отличалась от состояния стабильного здоровья. Согласно ВОЗовскому определению, состояние здоровья — это полное физическое и социальное благополучие, это отсутствие болезней и физических дефектов. С таким определением здоровья группа сибирских ученых под руководством академика Казначеева согласиться не, могла. Поэтому во время обсуждения возникшего разногласия на ВОЗовских конгрессах, в том числе и в Копенгагене, в европейской штаб-квартире ВОЗ, сибирские ученые в противовес общепринятому мнению отстаивали утверждение, что здоровье — это не статическое состояние, это процесс. Они предлагали изменить определение состояния здоровья. Далее Влаиль Петрович ставит вопрос, если здоровье — это процесс, то чего? И отвечает на него. Процесс сохранения, развития физиологических свойств, потенций психических и социальных. Процесс максимальной продолжительности здоровой жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности. Процесс обычно отсчитывается с момента оплодотворения яйца, хотя, возможно, еще раньше, когда только начинается формирование сперматозоида и яйца. Акцент в определении здоровья на развитие также не случаен. Развитие предполагает внешние и внутренние условия, которые должны соответствовать генофенотипическим, персональным свойствам данного человека. Если генофенотипические потребности реализуются с нарастающей сложностью психологической, этической, физической его сущности, то это и будет развитием. Если же условия не соответствуют развитию, то эта неадекватная среда может приводить с самого начала, еще в утробном периоде, к импрингу, когда ребенок, родившийся здоровым, в дальнейшем имеет неблагоприятный витальный цикл. В вопросах семьи и детства должны иметь приоритет проблемы генетического здоровья, т. е. репродуктивный потенциал нации, без чего невозможно восстановление российского суперэтноса.
Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальная трудоспособность, социальная активность при максимальной продолжительности жизни. Такое определение В.П. Казначеева содержит цель: обеспечение максимальной продолжительности активной жизни при оптимальных условиях трудоспособности и социальной активности, при сохранении и развитии биологических, психических и физиологических функций.
Если речь идет о здоровье школьника, то в центре внимания оказывается не только соматическое здоровье, но и сохранение и развитие его психических и психофизиологических, морально-нравственных ориентиров, последующее получение специальности, социализация и интеграция в обществе. Очевидно, что структуры, ответственные за здоровье школьника, не должны ограничиваться «чистой» медициной или физической культурой. Напротив, если не ставить задачи развития биологических, психических, физиологических функций, а задаться целью включить конкретного человека в олимпийский резерв, то мы вынуждены пренебречь максимальной продолжительностью жизни. Иными словами, речь идет о некой матрице «цель — средства», разработка которой ставит одну из стратегических задач в области здоровьесбережения.
Завершая статью к юбилею академика Влаиля Петровича Казначеева, приводим его слова о том, что Россия может стать инициатором программы по спасению народонаселения и демографическому развитию, а также программы создания новой социально-духовной сферы, которая вела бы к соединению и миротворчеству. И просвещение, и образование, и здоровье личности, и здоровье историческое — все эти понятия есть лишь фрагменты единого геокосмического пространства, в котором человечество зародилось и развивается. Однако если не изменятся экологические принципы человека, если его разум, образовательные механизмы, политические, геополитические организации не предпримут экстренных мер к объединению на новой, более глубокой парадигме его сохранения и развития, дальнейшая судьба человечества будет оставаться под вопросом.
Считаем своим долгом от системы муниципального образования выразить признательность своему, ныне ушедшему от нас, Учителю |— Влаилю Петровичу Казначееву за его неоценимый вклад в становление здоровьесбережения и развития службы психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций Новосибирска и всей Российской Федерации.
«Академик В.П. Казначеев. Человек, врач, ученый» сборник очерков (2010)
Склянова Нина Александровна, доктор медицинских наук, профессор, директор ГЦОиЗ «Магистр», Лейтан Елена Брониславовна, кандидат медицинских наук., заведующий лабораторией ГЦОиЗ «Магистр»
Видео "Казначеев В.П. Живой космос", размещено на канале "ШКОЛА ЛЕТЧИКОВ" в YouTube