Полидисциплинарный консилиум

Рассматривая актуальные проблемы воспитания и обучения в современном мире, нельзя игнорировать их связь с соматическим и психическим здоровьем, а также социально-психологическим статусом обучающихся. Полиморфизм причин и механизмов возникновения этих проблем предполагает необходимость использования междисциплинарного подхода к пониманию и поиску средств их разрешения, на основе практического выявления межпредметных связей, учитывая целостность организма и психики, единство наследственных биологических и социальных факторов в развитии ребенка.

Именно поэтому в МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» существует такая практика, как полидисциплинарный консилиум. На консилиум приглашаются специалисты разного профиля, среди которых большое значение имеет врач - психотерапевт. Являясь не только образовательным учреждением, но и центром здоровья, Центр «Магистр» с  2013 года сотрудничает с кандидатом медицинских наук, занимающей должности доцента кафедры  педагогики и психологии и доцента кафедры психиатрии и клинической психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», Шпикс Татьяной Александровной. Татьяна Александровна является ученицей выдающегося советского и российского психиатра, психотерапевта, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации (2002), члена-корреспондента СО РАН высшей школы, члена секции транскультуральной психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации ВОЗ, действительного члена Нью-Йоркской академии наук, почётного профессора Новосибирского государственного медицинского университета Короленко Цезаря Петровича.

Благодаря такому опыту взаимодействия, мы можем рассмотреть ту или иную ситуацию и состояние, не только  с точки зрения педагога-психолога, но и можем получить медицинскую или психодинамическую интерпретацию.

Это дает возможность получения более полного представления об интересующих нас явлениях, комбинируя всю совокупность данных о ребенке, выявляя  все внутренние и внешние взаимозависимые факторы в контексте функционирующего целого. Принимая во внимание тесную взаимосвязь педагогических, психологических и клинических факторов можно не только объяснить, но и разорвать «порочный круг», который может включать в себя низкую психическую работоспособность ребенка, которая, в свою очередь, приводит  к прогрессированию школьной неуспеваемости и вторичной педагогической запущенности. В дальнейшем педагогическая запущенность может быть осложнена острыми переживаниями ребенка по  поводу своей учебной несостоятельности, что может привести к возникновению невротических расстройств, утяжелению соматического страдания, возникновению девиантного поведения.

Татьяна Александровна является частым гостем научно- практических конференций, которые организовывает  ГЦОиЗ «Магистр». Она проводит психологические консультации детей и родителей (законных представителей), оказывает помощь в методическом сопровождении педагогов-психологов образовательных учреждений. Она неоднократно выступала на курсах повышения квалификации «Система организации наркопрофилактики», «Профилактика девиантного поведения».

5 июня 2019 года Татьяна Александровна выступала на  городском родительском собрании по теме «Трудности общения с ребёнком. Как справиться со своими эмоциями». В ходе собрания  она поделилась опытом психотерапевтической помощи детям и их родителям, дала рекомендации педагогам и родителям по затрагиваемым проблемам. После собрания у родителей была возможность задать ей вопросы на интересующие темы.

Полидисциплинарный консилиум

С октября 2019 года, Татьяна Александровна принимает участие в семинаре по обмену опытом в рамках курса повышения квалификации «Профилактика кризисных состояний и суицидального поведения детей и подростков в образовательной организации».  Как правило, во время таких семинаров, проводится разбор клинического случая, в ходе которого участники рассматривают обсуждаемую ситуацию с разных сторон, включая клинико-психологический анализ состояния ребенка, оценку социальных интеракций, причины и структуру возникшего конфликта, выстраивают план действий для решения проблемной ситуации и др. Такой опыт совместной работы специалистов  помогает в дальнейшем педагогам-психологам создавать более эффективные программы психолого - педагогического сопровождения обучающихся; разрабатывать коррекционно-развивающие занятия, тренинги, учитывая не только знания педагогической, но и клинической (медицинской) психологии.

Вот, что пишет в своем отзыве педагог- психолог МБОУ ЛИТ Бунина Елена Валерьевна.

 «В октябре 2019 г. мной был пройден курс повышения квалификации «Профилактика кризисных состояний и суицидального поведения у детей и подростков в образовательной организации» в ГЦОиЗ «Магистр». За небольшой опыт работы в МБОУ Лицей информационных технологий – в октябре 2019 г. один год – мне пришлось столкнуться с острой кризисной ситуацией в Лицее.

Екатерина Владимировна Шустова предложила принять участие в семинаре по разбору случая завершенного суицида. Я представляла случай на основании тех сведений, которые были мне известны, а коллеги – психологи, психиатры – выдвигали гипотезы и анализировали имеющуюся информацию.

Для меня этот семинар стал важной ступенью в профессиональном росте новой на тот момент для меня области – кризисной психологии. Мнения многих более опытных коллег и психотерапевта, психиатра Татьяны Александровны Шпикс помогли прийти к пониманию возможных сценариев развития кризисного состояния. Впервые столкнувшись с такой ситуацией в профессии, мне пришлось работать и с ближайшим окружением: наблюдать за родителями, педагогами, одноклассниками, оказывать им поддержку, проводить беседы, диагностики, часы психолога. И очень много ребят стали доверять мне как школьному психологу, в следствие чего кризисные консультации стали очень частыми.»

Таких отзывов много, и они подтверждают большую практическую значимость совместной работы специалистов.

Здоровье ребенка – одна из важнейших предпосылок успешности его воспитания, обучения, стрессоустойчивости и социальной адаптации к сложным, постоянно изменяющимся условиям современной жизни. При этом все компоненты здоровья – соматическое, психическое, нравственное и социальное благополучие, как и во всякой иной системе, находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Благодаря такому симбиозу отношений между «образовательной системой» и «системой здравоохранения», который скреплен взаимными обязательствами (Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании в Российской Федерации, Типовое положение об общеобразовательном учреждении и др.), становятся более разнообразными подходы, направленные на  сохранение и укрепление психологического  и соматического здоровья ребенка: личность ребенка рассматривается всесторонне; методы коррекции подбираются с учетом не только психологического, социального, но также и клинического, психодинамического аспектов проблемы.

Материал подготовлен педагогом-психологом лаборатории инклюзивного образования МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» Гладких М.А.