Известный российский ученый, мыслитель, врач Влаиль Петрович Казначеев внес существенный вклад в научную доктрину образования в России. Ему удалось раскрыть неизученную проблему взаимосвязи образования, просвещения и здоровья нации. Здоровье нации он рас­сматривает как главный продукт социально-исторического образова­ния, продолжая лучшие традиции размышлений о судьбах образования и исторического самочувствия нации, ее будущего со стороны русских ученых, таких как В.И. Вернадский, Д.И. Менделеев, А.Л. Чижевский.

В.П. Казначеев

Образование в России определено В.П. Казначеевым как ведущий механизм развития российского общества, его общественного интел­лекта — науки, культуры и самого образования, как основа воспроиз­водства духовного потенциала России, всестороннего, гармоничного, творческого, универсально-целостного, профессионального становле­ния и развития личности в российском обществе — патриота, гражда­нина, специалиста, нравственно-духовного человека, как основа наци­ональной безопасности России.

По мнению Влаиля Петровича, моделью образования XXI в. стано­вится образовательное общество, в котором образование эспансируется на все сферы экономики, жизни общества. «Быть образовательной системой» становится главной функцией любых организационных сис­тем в обществе. Образовательное общество — это общество, в котором социальный институт образования становится ведущим в жизни об­щества, определяя восходящее воспроизводство качества человека и качества общественного интеллекта, обеспечивающий устойчивость социоприродной эволюции.

Образование в его сопряженности с категорией просвещения высту­пает как механизм его динамики, эволюции. Образование по Казначееву как «передача накопленных знаний и навыков с раннего детства со­прягается с просвещением и реализуется через воспитание». Важным является положе­ние, что воспитание рассматривается     как неотъемлемый компонент социального института образования. В.П. Ка­значеев подчеркивает возрастание социогенетической функции образо­вания, т. е. функции обеспечения потока движения культуры, потока просвещения, «воспитания мировоззрения в преемственности поколе­ний», и, следовательно, функ­ции потока движения общественного интеллекта. Центральным звеном в этом потоке выступает, по В.П. Казначееву, и «мировоззрение, направ­ленное на обеспечение и сохранение здоровья нации или рода, или семьи», как «основа всей планетарной эволюции». Вклад разработанной Влаилем Петровичем Концепции в Доктрину российского образования состоит в глубокой концептуально-методологической проработке триады: «здоровье нации — просвещение — образование»

Сегодня, на переломном этапе истории России, как полагает акаде­мик В.П. Казначеев, когда былая великая держава не только не прирас­тает, но теряет каждый год сотни тысяч своей численности, когда здо­ровье всех и каждого катастрофически ухудшается, механизмы спасения связаны, прежде всего, с осознанием губительных причин, с ус­тремлением мысли к положительному эволюционному знанию, к пре­творению этого знания в системах просвещения и образования.

Определение здоровья — труднейший методологический и научный вопрос. Различные поля наук и различные специалисты и практики ви­дят в здоровье предмет исследования с точки зрения сохранения, раз­вития и усовершенствования тех показателей, тех свойств, которые данная наука относит в пределах своих рамок к понятию здоровья.

При непосредственном участии В.П. Казначеева Сибирский филиал Академии медицинских наук организовал экспедиции на Север, в Арк­тику, в степные и горно-таежные районы Сибири. Постепенно собирал­ся материал по проблеме адаптации при хронических напряжениях. Позже она была представлена на международной арене. Приоритеты В.П. Казначеева и сибирских ученых здесь очевидны. Довольно быстро Сибирское отделение подключилось к вопросам освоения Космоса, по­скольку многие проблемы были общими. Если в первом космическом полете Ю. Гагарин испытывал острый стресс, то в дальнейшем пребы­вании в космосе процесс напряжений становился уже хроническим. Встал вопрос о хронической адаптации в экстремальных и суперэкстре­мальных условиях. Социальный заказ в России, в Сибири стал смы­каться с социальным заказом международной космонавтики. Благода­ря общности исследований хронических напряжений стали налажи­ваться мосты взаимодействий с космическими программами НАСА и некоторыми европейскими центрами.

В процессе углубленного изучения адаптации академику В.П. Казначееву с группой ученых удалось выяснить, что у человека наступает та­кое состояние, когда он, как правило, еще может выполнять работу, реализовывать свои психические, физические и другие ресурсы, однако находится в динамике хронического напряжения. Естественно, что по­добная ситуация заметно отличалась от состояния стабильного здо­ровья. Согласно ВОЗовскому определению, состояние здоровья — это полное физическое и социальное благополучие, это отсутствие болезней и физических дефектов. С таким определением здоровья группа сибир­ских ученых под руководством  академика Казначеева согласиться не, могла. Поэтому во время обсуждения возникшего разногласия на ВОЗовских конгрессах, в том числе и в Копенгагене, в европейской штаб-квартире ВОЗ, сибирские ученые в противовес общепринятому мнению отстаивали утверждение, что здоровье — это не статическое состояние, это процесс. Они предлагали изменить определение состоя­ния здоровья. Далее Влаиль Петрович ставит вопрос, если здоровье — это процесс, то чего? И отвечает на него. Процесс сохранения, развития физиологических свойств, потенций психических и социальных. Про­цесс максимальной продолжительности здоровой жизни при оптималь­ной трудоспособности и социальной активности. Процесс обычно отсчитывается с момента оплодотворения яйца, хотя, возможно, еще раньше, когда только начинается формирование сперматозоида и яй­ца. Акцент в определении здоровья на развитие также не случаен. Раз­витие предполагает внешние и внутренние условия, которые должны соответствовать генофенотипическим, персональным свойствам дан­ного человека.   Если генофенотипические  потребности реализуются с нарастающей сложностью психологической, этической, физической его сущности, то это и будет развитием. Если же условия не соответ­ствуют развитию, то эта неадекватная среда может приводить с самого начала, еще в утробном периоде, к импрингу, когда ребенок, родив­шийся здоровым, в дальнейшем имеет неблагоприятный витальный цикл. В вопросах семьи и детства должны иметь приоритет проблемы генетического здоровья, т. е. репродуктивный потенциал нации, без чего невозможно восстановление российского суперэтноса.

Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, пси­хических, физиологических функций, оптимальная трудоспособность, социальная активность при максимальной продолжительности жизни. Такое определение В.П. Казначеева содержит цель: обеспечение макси­мальной продолжительности активной жизни при оптимальных усло­виях трудоспособности и социальной активности, при сохранении и развитии биологических, психических и физиологических функций.

Если речь идет о здоровье школьника, то в центре внимания оказыва­ется не только соматическое здоровье, но и сохранение и развитие его психических и психофизиологических, морально-нравственных ориен­тиров, последующее получение специальности, социализация и интег­рация в обществе. Очевидно, что структуры, ответственные за здо­ровье школьника, не должны ограничиваться «чистой» медициной или физической культурой. Напротив, если не ставить задачи развития биологических, психических, физиологических функций, а задаться целью включить конкретного человека в олимпийский резерв, то мы вынуждены пренебречь максимальной продолжительностью жизни. Иными словами, речь идет о некой матрице «цель — средства», разра­ботка которой ставит одну из стратегических задач в области здоровьесбережения.

Завершая статью к юбилею академика Влаиля Петровича Казначеева, приводим его слова о том, что Россия может стать инициа­тором программы по спасению народонаселения и демографическому развитию, а также программы создания новой социально-духовной сферы, которая вела бы к соединению и миротворчеству. И просвещение, и образование, и здоровье личности, и здоровье историческое — все эти понятия есть лишь фрагменты единого геокосмического пространства, в котором человечество зародилось и развивается. Однако если не изме­нятся экологические принципы человека, если его разум, образователь­ные механизмы, политические, геополитические организации не пред­примут экстренных мер к объединению на новой, более глубокой пара­дигме его сохранения и развития, дальнейшая судьба человечества бу­дет оставаться под вопросом.

Считаем своим долгом от системы муниципального образования выразить признательность своему, ныне ушедшему от нас, Учи­телю |— Влаилю Петровичу Казначееву за его неоценимый вклад в становление здоровьесбережения и развития службы психолого-педагогического  сопровождения образовательных организаций Новосибирска и всей Российской Федерации.

 «Академик В.П. Казначеев. Человек, врач, ученый» сборник очерков (2010)

Склянова Нина Александровна, доктор медицинских наук, профессор, директор ГЦОиЗ «Магистр», Лейтан Еле­на Брониславовна, кандидат медицинских наук., заведующий лабора­торией ГЦОиЗ «Магистр»

 

Видео "Казначеев В.П. Живой космос", размещено на канале "ШКОЛА ЛЕТЧИКОВ" в YouTube