Евгений Владимирович Руденский

Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор социальной психологии и клинической социологии, действительный член академии педагогических и социальных наук, действительный член Международной академии социальной работы, действительный член Международной Академии социального прогнозирования, действенный член международной академии образования Великобритании, член-корреспондент Международной Академии наук высшей школы, профессор кафедры социальной психологии и виктимологии НГПУ, главный редактор научно-практического журнала

Руденский Евгений Владимирович

Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук,  профессор Е.В. Руденский

«Социально-психологическая виктимология личности», президент-научный руководитель НИА «Лаборатория социально-психологической виктимологии личности профессора Е. В. Руденского», социальный терапевт-виктимолог, клинический социолог, клинический социатр-виктимолог, драматерапевт-виктимолог, режиссер драматического театра и режиссер массовых праздников, театральный педагог.

Автор более 900 научных и научно-методических работ по психологии личности, психологии развития, социальной психологии, культурологии и социологии, 2-х социально-психологических теорий: теории социальной психологии праздничного общения и теории социально – психологической виктимологии, виктимологической концепции культурно-генетической терапии, клинической социатрии виктимности личности, культурно-генетической драматерапии виктимности личности, теории культурного социогенеза  функциональных компетентностей, психологической дидактики социальной терапии виктимности личности – конструктивистской педагогики онтогенетической социализации личности.

Создатель клинико-социологической методологии социально-психологической виктимологии личности и социально-драматической методологии клинической социатрии виктимности личности.

Сотрудничество МКУ ДПО "Городской центр образования и здоровья "Магистр" и профессора Е. В. Руденского началось в 2018 году, когда Евгений Владимирович выступил с лекцией перед педагогами Ленинского района г. Новосибирска.

Видеофрагмент:

28 августа 2019г. по инициативе МКУ ДПО "Городской центр образования и здоровья "Магистр" профессор Е. В. Руденский выступил с докладом «Социально-психологическая оценка здоровья и культурного развития» на "Городском Педагогическом Совете" в МВК "Новосибирск Экспоцентр".

Видеозапись выступления:

С осени 2019 года профессор Е. В. Руденский регулярно принимает участие в городских родительских собраниях, курсах повышения квалификации для педагогических работников образовательных организаций г. Новосибирска, которые проводятся на базе МКУ ДПО "Городской центр образования и здоровья "Магистр".

8 октября 2019г. на курсах по профилактике суицидального поведения Евгений Владимирович раскрыл диатез-стрессовую модель развития суицидного поведения.

Первая часть:

Вторая часть:

Третья часть:

7 ноября 2019 года на городском родительском собрании «Современный подросток. Эффективные стратегии детско-родительского взаимодействия» профессор Е. В. Руденский выступил с докладом по теме «Осознание как эффективная технология взаимодействия родителей с детьми» и ответил на многочисленные вопросы родителей.

Видеозапись выступления:

21 января 2020 года Профессор Е. В. Руденский на курсах по профилактике суицидального поведения, прошедших на базе МКУ ДПО "Городской центр образования и здоровья "Магистр" раскрыл понятие виктимности как уязвимости к суицидальному поведению.

Первая часть:

Вторая часть:

Третья часть:

24 марта 2020 года профессор Е. В. Руденский  провел  семинар и представил авторскую концепцию суицидального диатеза: методы его диагностики и технологию социальной терапии  школьников с суицидальным  диатезом в лицее №159 города Новосибирска  как инновационного направления профилактики суицидального поведения детей и подростков.

В своей практической деятельности профессор Е. В. Руденский опирается на разработанное им инновационное направление современного социально-психологического знания - социально-психологическую виктимологию личности, в котором виктимность понимается как уязвимость жизнеспособности, обусловленная дефицитом функциональных компетентностей личности.

Функциональная компетентность – способность выполнять социальные функции в социальной деятельности, а компетенция – способность выполнять отдельные действия такой деятельности. Понимание концепта «компетентность» как «знать, как действовать» представлено в работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе».

В основе разработанного профессором Е. В. Руденским научной концепции трактовки функциональной компетентности лежит деятельностный подход – компетентность как система действий. Насколько человек компетентен зависит от того, как выполняется действие.

Понимание развития компетентности раскрыто Е. В. Руденским в разработанной им теории культурного социогенеза функциональных компетентностей и субъектно-интерактивной концепции социогенеза личности. Это определило то, что основная идея сотрудничества с Е. В. Руденским была направлена на раскрытие роли и значения социально-психологической теории в практике работы педагогов психологов и социальных педагогов школ Новосибирска. А именно роли педагогического общения, исследованию которого было посвящено большое количество работ Е. В. Руденского.

Всё развитие человека связано с его общением, поэтому разработанная Е. В. Руденским понимание виктимологии получил название социально-психологической.  Им была заложена и сформирована социально-психологическая парадигма виктимологического знания, а на ее основе разработаны и внедрены основные идеи теории и практики клинической социатрии виктимности личности как системы методов культурно-генетической и социальной терапии межличностной патологии – психологического поля развития субъектной виктимности. Эти работы Е. В. Руденского были отмечены наградами Международной академии образования Великобритании.

Социально-психологический подход к проблемам развития личности, отличается от психологического тем, что здесь рассматривается не изолированная личность, а человек включенный в процессы общения: семейного, педагогического; в социальные процессы функционирования психологического поля развития, что означает значимость всех факторов отношений – семейных и образовательных, в которые включен ребенок в своем развитии. Концепт «психологическое поле развития и социального функционирования личности» развивает идеи Л. С. Выготского и К. Левина.

Самый главный социально-психологический процесс, который должен быть конструктивным у подростка – культурно-генетическая интеракция, запускающим фактором которой является актуальная потребность – функциональная потребность. Именно в процессе компетентной (со стороны родителей и учителей) культурно-генетической интеракции формируется и развивается функциональная компетентность.

Все проблемы человека – жертвы дефицитно-компетентностного интерактивного культурогенеза связаны с тем, что он не получил возможность развить у себя адекватных компетентностей или вообще их не получил из-за социально-психологической депривации.

Компетентность определяет диапазон действий, характер действий, регулируемость действий.  А значит и потенциал жизнеспособности личности.

Обладание компетентностью формирует уверенность – главное, что является «иммунной социально-психологической системой» против суицида. Поскольку уверенность рождается как оценка собственной компетентности определяет возможность удовлетворения самой главной функциональной потребности – потребности в самодетерминации.

Профессор Е. В. Руденский в своей научной работе и практической деятельности использует, разработанную им концепцию терапии межличностной патологии как социально-психологического основания интерактивного виктимогенеза личности - концепцию социатрии как социально-психологическую теорию девиктимизации; социальную терапию виктимной личности как социально-психологическую технологию девиктимизации личности.

Клинический социатр - это специалист, чаще всего социальный психолог или клинический социолог, который занимается проблемами деструктивных и дисфункциональных межличностных отношений, которые формируют риски развития у человека коммуникативных травм, диссоциативного расстройства личности и как следствие возникает риск развития алкогольного, наркотического, суицидального или эмоциоально зависимого поведения.

Главная задача клинической социатрии – перестроить модели дисфункционального межличностного общения и обеспечить тем самым действия социально-психологического механизма культурного социогенеза функциональной компетентности личности как психологического средства девиктимизации личности.

Межличностное общение важнейший социально-психологический механизм, через который открывается человек, программируется и конструируется. Всё в сознании человека конструируется во взаимодействии людей друг с другом.

Смысл социально-психологической виктимологии личности - вскрыть механизм развития субъектной виктимности как культурно- психологического дефекта развития, который приводит к образованию уязвимости жизнеспособности и всех последствий этого.  И на этой основе разработать теорию и технологию социально-психологической деятельности по превенции, интервенции и поственции такой уязвимости, которая называется субъектная виктимность такой социально-психологической деятельностью является клиническая социатрия виктимности, ведущим методом здесь является драматерапия виктимности.

С 2019 года в Новосибирском государственном педагогическом университете открылась магистратура «Драматерапия виктимности», руководителем которой является д.с.н., к.п.н., профессор Е. В. Руденский. И на сегодняшний день НГПУ единственный в мире ВУЗ, который осуществляет подготовку социальных психологов виктимологов-драматерапевтов и реализует  клинико-социологическую методологию социально-психологической виктимологии личности и концептуальную систему социально-психологической школы клинической виктимологии личности.

Программа магистратуры «Драматерапия виктимности» - это программа обучения новой методологии и новой дидактике работы с подростками имеющими виктимность, что означает риск девиантного поведения, это программа, которая призвана обучить психологов и социальных педагогов, социальных работников, учителей и педагогов дополнительного образования работе с новой формой социально-психологической терапии. Новый метод клинической социатрии. Это - терапевтический театр социальной драмы.

Драматерапия виктимности — это методология социально-педагогической и социально-психологической деятельностей, призванная решать проблемы дефекта, дефицита и деформации социализации подростка и инкультурация его сознания. В тоже время это эффективная методология социализации, превентивной адаптации и социальной идентификации личности подростка. Это методология побуждения саморазвития личности подростка как самодетерминированной личности.

Евгений Владимирович является основателем и руководителем Научной и терапевтической школы в современной социальной психологии  «Социальная психология клинической виктимологии личности», в рамках которой студенты активно принимают участие в научных конференциях, организуемых ВУЗом, работают и исследуют в лабораториях проблемы диагностики и терапии субъектной виктимности личности.

Сотрудничество с Е. В. Руденским, человеком имеющим докторскую степень по двум научным специальностям – 19.00.05. - социальная психология, социология и психология личности и 13.00.05. – Теория и методика социально-культурной деятельности формирует в образовательной системе города Новосибирска  социально-психологическое направление воспитательной работы как синтеза психологической и социально-педагогической деятельности, на основе всемирно признанной цели воспитательной работы  -  развития жизнеспособности личности на основе использования теоретических идей социально-психологической виктимологии личности и  практических технологий  клинической социатрии девиктимизации личности. Этим самым Е. В. Руденский формирует в образовательной системе Новосибирска инновационное направление работы с  социально-психологической уязвимостью жизнеспособности, определяет инновационное направление взаимодействия семьи и школы в этой работе – психодидактическое выравнивание понимания проблем воспитательной работы в современном российском обществе.