В целях повышения профессиональной компетентности и содействия профессиональной адаптации начинающих педагогов-психологов 30 марта 2023 года состоялся практико-ориентированный семинар «Психолого-педагогическое сопровождение родителей в условиях образовательной организации» для педагогов-психологов с опытом работы в ОО до 3-х лет в рамках проекта «Школа молодого педагога-психолога». Семинар состоялся на базе МБОУ СОШ № 13 (ул. Кропоткина, 110).
Работа с родителями в образовательных организациях является одной из самых актуальных составляющих профессиональной деятельности педагогов-психологов. Перед специалистами по сути своей стоит одна задача - выстроить взаимодействие с родителем таким образом, чтобы родители могли наиболее эффективно воспитывать детей, помогать им в процессе взросления делать осознанные выборы, разрешать конфликты, способствовать личностному росту своих детей. Такое взаимодействие может быть выстроено только на основе сотрудничества. На семинаре выступили опытные психологи, которые представили свой профессиональный взгляд на содержание и формы взаимодействия с родителями и поделились с участниками опытом выстраивания сотрудничества с родителями в своих образовательных учреждениях через разнообразные формы и методы работы.
Татьяна Сергеевна Емельянова, педагог-психолог МАДОУ д/с № 70, выступила по теме «Современный подход к взаимодействию педагога-психолога с родителями в условиях дошкольной образовательной организации». В своем выступлении Татьяна Сергеевна представила разнообразные формы взаимодействия с родителями, доказавшие свою эффективность: выступления на родительских собраниях по актуальным для родителей вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста, родительский клуб, предполагающий проведение практикумов, тренинговых занятий, дискуссий и игр, совместный с педагогами семинар-практикум и др. Т.С. Емельянова обозначила возможности каждой из форм работы, некоторые трудности взаимодействия и пути их преодоления. Татьяна Сергеевна привела несколько конкретных примеров из своей практики и рассказала о действиях, которые можно предпринять в разных трудных ситуациях. Особый интерес у молодых педагогов-психологов вызвали конкретные рекомендации по проведению индивидуального консультирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
С темой «Социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся группы повышенного внимания и их родителей» перед участниками семинара выступила Наталья Владимировна Ревкова, педагог-психолог МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики. Наталья Владимировна представила алгоритм сопровождения детей и семей группы повышенного внимания: от получения и обработки результатов СПТ, разработки планов индивидуального сопровождения детей, проведения заседаний психолого-педагогического консилиума до реализации этих планов через разнообразные формы индивидуальной и групповой работы с обучающимися и родителями. Также Наталья Владимировна предложила коллегам несколько речевых техник, применение которых в общении с родителями может помочь выстроить более эффективную коммуникацию.
Семинар завершило выступление социального педагога МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики Жаровой Ольги Валерьевны по теме «Школьный родительский клуб как эффективная форма повышения родительской компетентности». Ольга Валерьевна поделилась с участниками семинара технологией организации и проведения родительского клуба с применением интерактивных форм обучения, в том числе метода кейсов.
В течение всего семинара молодые педагоги-психологи могли задать интересующие их вопросы спикерам. Завершился семинар неформальным обсуждением ряда проблемных вопросов, касающихся деятельности педагогов-психологов в ОО и ДОО.
Жарова О.В. Тезисы выступления+
Жарова О.В. Работа Родительского клуба
Емельянова Т.С. Современный подход к взаимодействию педагога-психолога с родителями в условиях ДОУ