19 января 2021 г. МКУ ДПО «Городской центр образования и здоровья «Магистр» и МКДОУ «Детский сад № 391 комбинированного вида «Елочка» провели для педагогов дошкольного образования города Новосибирска ГОРОДСКУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ МАСТЕРСКУЮ на тему «Условия обеспечения позитивной социализации детей с нарушением зрения в инклюзивном образовательном пространстве ДОУ».
Встреча прошла в формате ZOOM-конференции. В работе мастерской приняли участие старшие воспитатели, воспитатели и специалисты дошкольных образовательных организаций города Новосибирска
Встреча началась с приветственного слова участникам педагогической мастерской модератора встречи Татьяны Дмитриевны Яковенко, руководителя сектора научно-методического сопровождения МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» и выступления Натальи Александровны Гордеевой, заведующей МКДОУ д/с № 391, которая представила свою образовательную организацию.
Наталья Александровна отметила, что важным направлением деятельности МКДОУ «Детский сад № 391 комбинированного вида «Елочка» является организация инклюзивного пространства. Достаточная материально-техническая база, высокий образовательный и квалификационный уровень большинства педагогов и медицинских работников ДОО, командный подход в работе специалистов сопровождения, благоприятный психологический микроклимат, наличие необходимых для обеспечения инклюзивной практики локальных актов, взаимодействие с родителями воспитанников позволяют педагогическому коллективу детского сада успешно решать задачи социализации детей, в том числе детей с нарушениями зрения.
Татьяна Дмитриевна Яковенко в своем выступлении рассмотрела сущность понятия «социализация» в контексте исследований Л.С. Выготского, Г.М. Андреевой, А.Н. Леонтьева, а затем подробно остановилась на основных условиях, которые необходимо обеспечить для позитивной социализации детей с особыми образовательными потребностями.
Ссылаясь на авторитетные исследования, Татьяна Дмитриевна убедительно показала, что первое и главное условие, необходимое для успешной социализации ребенка с ОВЗ – психологически благополучная семья. Позиция родителей: активная или пассивная, их отношение к ребенку: принимающее или отвергающее, их умение или неумение создать в семье развивающую среду не просто определяют уровень развития особого ребенка, а в прямом смысле предопределяют его судьбу, его место в социуме в будущей, взрослой жизни. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, может хорошо справиться со своей воспитательной, социализирующей функцией при наличии 5 основных условий:
- своевременное мужественное принятие ребенка таким, каков он есть, и раннее обращение к специалистам за медицинской, психолого-педагогической помощью ребенку;
- благоприятный психологический климат в семье, доброжелательные, теплые отношения между членами семьи;
- выбор адекватного стиля и тактик воспитания, учитывающих индивидуально-психологические особенности ребенка;
- открытость семьи социуму;
- готовность родителей сотрудничать со специалистами и оказывать ребенку необходимую коррекционную помощь в семье.
Поскольку многие семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, не могут самостоятельно обеспечить данные условия, то возникает необходимость целенаправленного психолого-педагогического сопровождений данной категории семей специалистами ДОО.
Детский сад ответственен за создание специальных образовательных условий (далее – СОУ) для каждого ребенка с ОВЗ, рекомендованных ТПМПК. Создание СОУ для получения ребенком с ОВЗ качественного образования следует рассматривать, по мысли Татьяны Дмитриевны, как важнейшее условие его позитивной социализации и как основной механизм оказания адресной помощи особому ребенку, способствующей развитию его индивидуальности. Еще одним – чрезвычайно важным условием успешной социализации ребенка с ОВЗ является принятие его личности взрослыми и сверстниками. Также среди особо значимых условий позитивной социализации ребенка с ОВЗ специалисты называют общение и совместную деятельность разных видов с нейротипичными детьми.
Сформулированные Т.Д. Яковенко теоретические идеи нашли подтверждение в практике ДОУ № 391, о чем очень убедительно было сказано Ольгой Викторовной Цыганковой, учителем-дефектологом данного учреждения. В своем выступлении она представила опыт работы ДОО по созданию условий для социализации детей с нарушением зрения. Ольга Викторовна подчеркнула, что дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития. У таких детей вследствие особенностей зрительного дефекта и вторичных отклонений нередко возникают сложности в познании окружающего мира, в коммуникациях с другими людьми, что затрудняет их дальнейшую социальную адаптацию в социуме.
Работа по социализации детей с патологией зрения осуществляется с первых дней их пребывания в дошкольном образовательном учреждении через:
- создание специальной коррекционно-развивающей среды;
- взаимодействие специалистов ДОУ;
- взаимосвязь с различными социальными институтами;
- сотрудничество с родителями.
Для решения задач социализации используются разнообразные формы педагогической деятельности:
- совместная деятельность;
- экскурсии;
- экспериментирование;
- проектная деятельность и др.
Особое внимание обращается на реализацию следующих направлений:
- выявление уровня социализации каждого из дошкольников и группы в целом на основании результатов комплексной психолого-педагогической диагностики;
- определение основных этапов и программного содержания совместной деятельности специалистов и родителей по социализации ребенка на каждом из возрастных этапов;
- вовлечение ребенка в доступные виды деятельности (предметная деятельность, игра, музыкальная, художественная деятельность и т.д.), создание благоприятных условий, позволяющих каждому из детей реализовать свои потенциальные возможности;
- проведение специальных общеобразовательных и коррекционных занятий по ознакомлению с социумом, предполагающих формирование, обогащение и расширение социально-нравственных представлений детей с нарушением зрения об обществе, труде и профессиях взрослых;
- формирование позитивного отношения к окружающим людям, сверстникам;
- формирование позитивного опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие у детей продуктивных коммуникативных способностей первоначально на модели взаимодействия со сверстниками и представителями ближайшего социального окружения;
- разработка и использование интерактивных технологий, призванных помочь детям проявить свои способности и приобрести практический опыт общения и решения трудных жизненных ситуаций.
Также Ольга Викторовна отметила значимость особым образом организованной предметно-пространственной среды в ДОО, соответствующей офтальмоэргономическим требованиям, насыщенной специальными дидактическими материалами и оборудованием. Далее Ольга Викторовна представила участникам мастерской некоторые дидактические материалы и игры, которые используются педагогами в коррекционно-развивающей работе с детьми в рамках педагогического проекта «Особым детям - особенные игрушки». Использование ИКТ, проектная деятельность детей и их родителей, сотрудничество с социальными партнерами – вот неполный перечень условий, способствующих решению задач по развитию инклюзивного пространства в МКДОУ № 391 и успешной социализации каждого ребёнка.
Мастерская продолжилась выступлением Натальи Владимировны Кем, воспитателя МКДОУ д/с № 391 «Театр – страна чудес» (театрализованная деятельность как средство социализации детей с нарушением зрения). Театрализованная деятельность является важнейшим средством социализации детей с нарушением зрения. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет обогащать коммуникативный опыт, осваивать модели социально приемлемого поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость. Но самое главное: театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Наталья Владимировна представила участникам мастерской поэтапную работу по реализации проекта «Театр – страна чудес». Основной этап проекта включил в себя работу по нескольким направлениям с использованием разнообразных методов и приемов:
- Знакомство с различными видами театра, обогащение представлений о театре и театральных профессиях (показ презентаций, рассматривание иллюстраций, беседы о правилах поведения в театре и посещение театров города);
- разучивание и разыгрывание стишков с различной интонацией(«Кисонька-Мурысонька», «Карусели», «Мышки» и т.д.);
- инсценировки песенок («Урожай», «Поварята» и т.д.);
- самостоятельные игры с различными видами театра (кукольный, настольный, пальчиковый и др.);
- театрализованные игры («И я тоже!», «Угадай - что я делаю?»);
- игры, направленные на сплочение детского коллектива(«Давайте познакомимся!», «Здравствуй-прощай», «Услышь меня» и т.д.);
- этюды на выражение и понимание основных эмоций;
- музыкальную ритмопластику (свободную импровизацию ритмических движений);
- совместную изобразительную деятельностьпо изготовлению атрибутов, декораций и масок к инсценировкам.
Совместными усилиями педагогов, детей и родителей были подготовлены театрализованные представления русских народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят на новый лад». А также изготовлен альбом «Азбука сказочных героев».
Успешный опыт Натальи Владимировны Кем свидетельствует о том, что театрализованная деятельность развивает у всех детей, в том числе и у детей с ОВЗ, нравственные, коммуникативные и волевые качества личности: общительность, вежливость, чуткость и доброту, умение довести начатое дело до конца.
«Возможности детской журналистики для социально-личностного развития дошкольников с нарушением зрения» представила участникам мастерской Наталья Геннадьевна Конева, учитель-логопед МКДОУ д/с № 391.
Наталья Геннадьевна убеждена, что детская журналистика - одна из наиболее эффективных форм работы по формированию социально здоровой личности дошкольника, позволяющая быстро и эффективно раскрыть потенциал ребенка, обеспечить процесс коммуникации, усилить мотивацию общения. Занятия журналистикой обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, формируют положительное отношение к окружающим людям, повышают коммуникативную компетентность и развивают социальные навыки детей. Наталья Геннадьевна подчеркнула в своем выступлении: «Весь материал, все условия, которые окружают детей, должны быть интересны, достоверны, полезны, необходимы, актуальны для них. В нашем случае сработало превращение группы детского сада в телевизионную студию». При организации совместной игры «в журналистов» педагог берет на себя роль главного редактора и оказывает детям помощь на всех этапах проекта. Дети имеют возможность попробовать себя в качестве ведущего новостей, репортёра, оператора и т.д. Творческий характер деятельности способствует развитию креативности, оригинальности мышления и воображения, развитию художественно-речевых способностей каждого ребенка, формированию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, развитию дружеских отношений между детьми инклюзивной группы, вовлечению родителей в жизнь детского сада. Результаты проведенного мониторинга позволили педагогу сделать вывод о том, что занятия журналистикой обеспечивают процессы социализации и индивидуализации.
Педагогическая мастерская, по отзывам участников, была полезной и интересной. Модератор встречи Татьяна Дмитриевна Яковенко выразила огромную благодарность руководителю и педагогам МКДОУ «Детский сад № 391 комбинированного вида «Елочка» за системную работу по социализации детей с нарушениями зрения в условиях детского сада комбинированного вида, за качественно подготовленную педагогическую мастерскую.
Материалы мастерской:
Т.Д. Яковенко О социализации дошкольников
Цыганкова О.В. Опыт ДОО по созданию условий для социализации
Н.А. Гордеева Социализация детей с нар зрения