Советы учителя-дефектолога родителям

Советы учителя-дефектолога родителямВ настоящее время много внимания уделяется сопровождению семьям, воспитывающим детей с различными особенностями в развитии раннего возраста. Работа с семьями строится, в первую очередь, на уважительном отношении всей команды специалистов к родителям, совместно они находят оптимальные способы решения возникших проблем. После того, как между родителями и специалистом установлены доверительные и уважительные отношения, становится возможным конструктивное сотрудничество.

Основными задачами работы с семьями являются: научить родителей видеть возрастные и психологические особенности развития своего ребёнка, затем с учётом этих особенностей грамотно подстраивать окружающее пространство в домашних условиях, чтобы игровое взаимодействие родителей с ребёнком было направлено на стимуляцию двигательного, познавательного, речевого и эмоционального развития.

Этому способствуют правильно подобранные игры:

  • погремушки, музыкальные игрушки (бубен, маракасы, барабан), мячи и кубики различного размера и текстуры;
  • неваляшка, пирамидка, простые крупные вкладыши «Домашние животные», сортировщики «Круг, квадрат, треугольник»;
  • книги с крупными яркими картинками и твёрдыми страницами, зеркало, платок.

Также для малышей первого года жизни актуально тактильное исследование различных поверхностей с обязательным комментированием ощущений, например, мягкое полотенце, гладкий стол, шершавый коврик, холодное окно.

В процессе игрового взаимодействия с ребёнком необходимо создать благоприятную обстановку, чтобы заинтересовать его:

  • Выбор времени — занимайтесь с ребенком, когда он бодр и энергичен, не устал, не голоден, когда у Вас есть время, энергия и энтузиазм для занятий. Выберите время, когда Вас не отвлекают посторонние дела и маловероятно, что Вам помешают.
  • Включенный телевизор, радио или проигрыватель мешает ребенку сосредоточиться. Поэтому, начиная занятия, выключите все источники постороннего шума. Особенно это важно для детей, имеющих проблемы со слухом или речью, так как ребенок должен сконцентрироваться на том, что вы ему говорите, а шум на заднем плане в таких случаях очень мешает.
  • Начиная занятия, уберите со стола или с пола ненужные игрушки и посторонние предметы. Положите перед ребенком только те игрушки, которые нужны Вам. Закончив игру, уберите игрушки в коробку или в сумку.
  • Положение тела - ребенок, сидящий в неудобной или неустойчивой позе, не сможет сосредоточиться на занятиях, он будет занят только тем, чтобы удержать равновесие. Если ребенку приходится опираться на руки, он не сможет использовать руки в игре. Ребенок, сидящий в удобной и устойчивой позе, сможет полностью использовать свои возможности и сосредоточиться на изучении новых навыков.
  • Во время занятий или разговора с ребенком всегда садитесь напротив него, чтобы он мог без труда установить с Вами зрительный контакт, видеть Ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что Вы делаете, и копировать ваши действия. Если Вы сидите рядом с ребенком, ему приходится использовать боковое зрение или оборачиваться, чтобы взглянуть на Вас.
  • Освещение - хорошее освещение помещения во время игры очень важно! Когда Вы играете или разговариваете с ребенком, стремитесь к тому, чтобы Ваше лицо было хорошо освещено. Избегайте находиться спиной к окну или к лампе.

Начиная обучение новому навыку, вначале используйте простые и легкие задания, а затем постепенно повышайте уровень их сложности.

Удачи!